МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области МОУО МО Красноуфимский округ МКОУ «Сызгинская ООШ» СОГЛАСОВАНО Зам.директора по УР __________Чащина С.И. Протокол № 1 от 28.08. 2023 г. УТВЕРЖДЕНО Директор МКОУ «Сызгинская ООШ» ________ Сабирова Н.А. Приказ № 29/3 от 29.08. 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Родной (татарский) язык» для обучающихся 1-3 классов Составитель: Галимзянова Илюза Миниахматовна, учитель родного языка и литературы д. Сызги 2023 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Изучение учебного предмета «Родной (татарский) язык» начинается на уровне начального общего образования, его изучение в начальной школе представляет собой первый этап языкового образования и речевого развития обучающихся. В процессе знакомства со структурными единицами татарского языка, обучающиеся осознают их роль и функции, а также связи и отношения, существующие в системе татарского языка и в речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико - моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Формирование у младших школьников представления о лексике татарского языка способствует, в свою очередь, развитию понимания материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения). Важная роль отводится ознакомлению с понятиями из области словообразования, морфологии и синтаксиса. Освоение грамматических понятий на начальном уровне способствует общему умственному и речевому развитию обучающихся. Так, они знакомятся с необходимыми интеллектуальными операциями анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации и обобщения, что в дальнейшем послужит основой для формирования общих учебных и познавательных универсальных действий. Изучение учебного предмета «Родной (татарский) язык» предусматривает межпредметные связи с другими учебными предметами гуманитарного цикла, в первую очередь с учебным предметом «Литературное чтение на родном (татарском) языке». ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ (ТАТАРСКИЙ) ЯЗЫК» Цель изучения учебного предмета «Родной (татарский) язык» – развитие элементарной коммуникативной компетенции обучающихся на доступном уровне в основных видах речевой деятельности: слушание, говорение, чтение и письмо; воспитание и развитие личности, уважающей языковое наследие многонационального народа Российской Федерации. Задачи изучения учебного предмета «Родной (татарский) язык»: — развитие у обучающихся патриотических чувств по отношению к татарскому языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к родному языку; — развитие у обучающихся диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических 3 чувств, способности к творческой деятельности на татарском языке; — формирование первоначальных знаний о системе и структуре родного (татарского) языка: фонетике, орфоэпии, графике, орфографии, лексике, морфемике, морфологии и синтаксисе; — формирование навыков культуры речи в зависимости от ситуации общения; — умений составлять несложные письменные тексты-описания, текстыповествования и рассуждения. В результате изучения учебного предмета обучающиеся научатся осознавать и использовать татарский язык как средство общения, познания мира и усвоения культуры татарского народа. У обучающихся последовательно сформируются эмоциональноценностное отношение к родному языку, интерес к его изучению, желание умело им пользоваться в разных ситуациях общения, правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты. Через воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку у обучающихся закладываются основы гражданской культуры личности. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ (ТАТАРСКИЙ) ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ В соответствии с ФГОС НОО учебный предмет «Родной язык» входит в предметную область «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и является обязательным для изучения. На изучение учебного предмета «Родной (татарский) язык» отводится 0,5 час в неделю 1-3 классах начального общего образования. Количество учебных часов, выделяемых на изучение предмета «Родной (татарский) язык»: 1 класс – 17 часов, 2 класс – 17 часов, 3 класс – 17 часов. 4 СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ 1 КЛАСС Виды речевой деятельности Беседа на тему «Белем бəйрəме» («День знаний»). Правила гигиены чтения и письма. Рассказ на тему «Минем яраткан уенчыкларым» («Мои любимые игрушки»). Чтение по слогам слов и предложений. Обучение грамоте Буквы и звуки татарского алфавита. Чтение слов по слогам. Выработка связного и ритмичного написания букв. Слова, которые пишутся с заглавной буквы. Основные элементы соединения букв в слове. Слог. Запись слов по слогам. Запись слов и предложений по памяти. Запись предложений после предварительного слого-звукового разбора каждого слова. Татарский алфавит. Контрольное списывание. Систематический курс Речь. Устная речь и письменная речь. Слово и предложение. Текст. Перенос слов из строки в строку. Ударение. Ударный слог. Правописание слов с гласными о и ө. Правописание специфичных согласных звуков татарского языка. Гласные звуки татарского языка. Согласные звуки татарского языка. Звуковое значение букв е, ѐ, ю, я. Слова, отвечающие на вопросы «кем?» («кто?») и «нəрсə?» («что?»). Особенности присоединения аффиксов в татарском языке. Развитие речи Диалог на тему «Мин мəктəптə һəм өйдə» («Я в школе и дома»). Урок-игра. Работа с прослушанным текстом. 2 КЛАСС Виды речевой деятельности Работа с текстом: выразительное чтение текста вслух, соблюдая правильную интонацию; составление предложений для решения определенной речевой задачи. Составление рассказа по картине. Работа с аудиотекстом. Систематический курс Система гласных звуков татарского языка. Согласные звуки в татарском языке. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Самостоятельные части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол. Контрольное списывание. Настоящее время глагола. Предложение. Развитие речи Урок-игра. Работа с текстом Диалог на тему «Бездə яши торган хайваннар» («Животные моего края»). Монолог на тему «Табигатькə ничек ярдəм итеп була?» («Как можем помочь природе?»). Работа в парах на тему «Татар милли бəйрəмнəре» («Татарские национальные праздники»). 3 КЛАСС Виды речевой деятельности 5 Работа с текстом: ответы на вопросы по содержанию текста; деление текста на смысловые части. Работа с текстом: чтение вслух небольшого текста, построенного на изученном языковом материале с соблюдением правил произношения и интонирования; установление последовательности событий в тексте. Работа с текстом: формулирование вопросов по тексту; выражение собственного мнения, аргументируя его с учетом ситуации общения. Беседа на тему «Сəяхəттə» («В путешествии»). Работа с текстом: краткое изложение содержания прочитанного (услышанного) текста, выражение своего отношения к прочитанному (услышанному). Систематический курс Правописание и чтение слов с буквами ъ и ь. Слог. Ударение. Сложные слова. Парные слова. Лексическое значение слова. Корень слова. Аффиксы. Имя существительное. Личные местоимения. Спряжение глаголов настоящего времени. Имя прилагательное. Главные члены предложения. Развитие речи Урок-игра. Творческая работа: составлять устный рассказ по картинкам; готовить выставку, посвященную национальной одежде народов России. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения предмета «Родной (татарский) язык» на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: гражданско-патриотического воспитания: - становление ценностного отношения к своей Родине – России; - осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; - сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; - первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений; духовно-нравственного воспитания: - признание индивидуальности каждого человека; - проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; -неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям; эстетического воспитания: - уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; - стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности; 6 физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: - соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); - бережное отношение к физическому и психическому здоровью; трудового воспитания: - осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям; экологического воспитания: - бережное отношение к природе; - неприятие действий, приносящих ей вред; ценности научного познания: - первоначальные представления о научной картине мира; - познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения учебного предмета «Родной (татарский) язык» обучающийся овладеет универсальными учебными познавательными действиями: базовые логические действия: - сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; - объединять объекты (языковые единицы) по определенному признаку; - определять существенный признак для классификации языковых единиц, классифицировать языковые единицы; - находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц; - выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма; - устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы; базовые исследовательские действия: - с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации; - сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); - проводить по предложенному плану несложное лингвистическое исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание; - формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе 7 результатов проведенного наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); работа с информацией: - выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения; - согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию; - распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа ее проверки; - соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет; - анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; - самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации. В результате изучения учебного предмета «Родной (татарский) язык» обучающийся овладеет универсальными учебными коммуникативными действиями: общение: - воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; - проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; - признавать возможность существования разных точек зрения; - корректно и аргументированно высказывать свое мнение; - строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; - создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); - готовить небольшие публичные выступления; - подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления; совместная деятельность: - формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; - принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; - проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; - ответственно выполнять свою часть работы; - оценивать свой вклад в общий результат; 8 - выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы. В результате изучения учебного предмета «Родной (татарский) язык» обучающийся овладеет универсальными учебными регулятивными действиями: самоорганизация: - планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; - выстраивать последовательность выбранных действий; самоконтроль: - устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; - корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1 КЛАСС Обучающийся научится: - воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи; - рассказывать о себе, друзьях и т. д.; - соблюдать орфоэпические и интонационные нормы татарского языка в устной и письменной речи; - читать целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу обучающегося; - владеть начертанием письменных прописных и строчных букв; - правильно списывать слова и предложения; - писать буквы, буквосочетания, слоги, слова, предложения с соблюдением гигиенических норм; - вырабатывать связное и ритмичное написание букв; - писать под диктовку слова, тексты объемом не более 8 слов; - распознавать устную и письменную речь; - различать слово, предложение и текст; - применять изученные правила правописания: раздельное написание слов в предложении; - писать без искажений прописные буквы в начале предложения и в именах собственных; - правильно оформлять предложение на письме, выбирать знак конца предложения; - выделять в слове ударение; - произносить и различать на слух гласные звуки татарского языка; - различать гласные и согласные звуки; гласные – ударные и безударные, твердые и мягкие; согласные – звонкие и глухие; - распознавать парные и непарные гласные и согласные звуки; - определять количество и последовательность звуков в слове; - различать звуки и буквы: буква как знак звука; 9 - определять количество слогов; - переносить слова на другую строку; - переносить слова с буквами ъ и ь по слогам; - правильно писать и читать слова с буквами ъ и ь; - правильно читать специфичные гласные звуки татарского языка [ə], [ө], [ү]; - правильно читать специфичные согласные звуки татарского языка [w], [ғ], [қ], [җ], [ң], [һ]; - правильно употреблять при письме буквы, обозначающие специфичные звуки татарского языка; - определять функции букв е, ѐ, ю, я; - проводить слого-звуковой разбор слова; - правильно называть буквы татарского алфавита, их последовательность; - использовать алфавит для упорядочения списка слов; - правильно присоединять к слову твердый или мягкий вариант аффиксов; - различать слова, отвечающие на вопросы «кем?» («кто?») и «нəрсə?» («что?»); - находить в предложении слова, отвечающие на вопрос «нишли?» («что делает?»); - вести диалог, расспрашивая собеседника, отвечая на его вопросы; - воспринимать на слух аудио текст, построенный на знакомом языковом материале; - владеть техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного текста. 2 КЛАСС Обучающийся научится: - составлять небольшое описание картины; - рассказывать о друзьях, любимых животных, каникулах и т. д.; - понимать на слух речь учителя и одноклассников; - находить в тексте нужную информацию; - выразительно читать текст вслух, соблюдая правильную интонацию; - правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, текст объемом не более 10 слов; - писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения, тексты объемом не более 12 слов с учетом изученных правил правописания; - применять правила правописания и теоретический материал, соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации; - находить в тексте слова с заданным звуком; - использовать различные словари татарского языка; - определять лексическое значение слова с помощью словаря; - выявлять в тексте случаи употребления элементарных синонимов и антонимов; 10 - распознавать самостоятельные части речи; - выделять среди имен существительных собственные и нарицательные; - определять число имен существительных; - различать имена существительные одушевленные и неодушевленные по вопросам «кем?» («кто?») и «нəрсə?» («что?»); - распознавать имена прилагательные, определять их роль в речи; - наблюдать за употреблением имен прилагательных в текстах; - различать глаголы среди других слов и в тексте; - распознавать глаголы настоящего времени; - строить предложения для решения определенной речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения собственного мнения); - соблюдать нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения; - анализировать уместность использования средств устного общения в разных ситуациях, во время монолога и диалога. 3 КЛАСС Обучающийся научится: - строить устное диалогическое и монологическое высказывание; - разыгрывать готовые диалоги на изученные темы; - читать вслух небольшой текст, построенный на изученном языковом материале с соблюдением правил произношения и интонирования; - кратко излагать содержание прочитанного (услышанного) текста, выражать свое отношение к прочитанному (услышанному), используя речевые средства родного языка; - устанавливать последовательность событий в тексте; - правильно списывать слова, предложения, текст объемом не более 15 слов; - писать под диктовку текст объемом не более 15 слов с учетом изученных правил правописания; - понимать социокультурные реалии при чтении и аудировании в рамках изученного материала; - использовать на письме разделительный ъ и ь знаки; - выделять в слове ударный слог; - выделять корень слова (простые случаи); - различать однокоренные слова и формы одного и того же слова; - распознавать сложные и парные слова; - понимать особенности слова как единицы лексического уровня языка; - наблюдать за употреблением синонимов, антонимов и омонимов в речи; - подбирать синонимы к словам разных частей речи; - различать однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значения слова; - определять слова, употребленные в прямом и переносном значении (простые случаи); - определять грамматические признаки имен существительных (число, 11 падеж); - наблюдать за личными местоимениями; использовать личные местоимения для устранения повторов в тексте; - выявлять имя прилагательное среди других частей речи по обобщенному лексическому значению вопросов; - наблюдать за ролью имен прилагательных в тексте-описании; - наблюдать за особенностями глагола как части речи; - определять спряжение глаголов настоящего времени; - находить главные члены предложения – подлежащее и сказуемое; - писать сочинение по картине, используя выразительные средства языка; - соблюдать нормы татарского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников. 12 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС № п/ п Наименование разделов и тем программы всего «Мин» («Я») Раздел 1. Виды речевой деятельности 1.1. Беседа на тему «Белем бəйрəме» («День знаний») 1 Правила гигиены чтения и письма Итого по разделу 1 Раздел 2. Обучение грамоте (фонетика, графика, чтение, письмо) 2.1. Буквы и звуки татарского алфавита 1 2.2. Чтение слов по слогам 1 2.3. Слова, которые пишутся с заглавной буквы 1 Итого по разделу 3 Раздел 3. Развитие речи 3.1. Диалог на тему :«Мин мəктəптə һəм өйдə» («Я в школе и 1 дома») Итого по разделу 1 «Тирə-як, көнкүреш» («Мир вокруг меня») Раздел 4. Виды речевой деятельности 4.1. Рассказ на тему: «Минем яраткан уенчыкларым» («Мои 1 любимые игрушки») 4.2. Чтение по слогам слов и предложений 1 Итого по разделу 2 Раздел 5.Обучение грамоте (фонетика, графика, чтение, письмо) 5.1. Основные элементы соединения букв в слове 1 5.2. Слог. Запись слов по слогам 1 5.3. Запись слов и предложений по памяти 1 Количество часов Контрольны Практические е работы работы Электронные (цифровые)образовательные ресурсы 0 0 http://www.urlw.ru/w.tatar.com.ru 0 0 0 0 0 0 http://www.urlw.ru/w.tatar.com.ru http://www.urlw.ru/w.tatar.com.ru http://www.urlw.ru/w.tatar.com.ru 0 0 http://www.urlw.ru/w.tatar.com.ru 0 0 http://www.urlw.ru/w.tatar.com.ru 0 0 http://www.urlw.ru/w.tatar.com.ru 0 0 0 0 0 0 http://www.urlw.ru/w.tatar.com.ru http://www.urlw.ru/w.tatar.com.ru http://www.urlw.ru/w.tatar.com.ru 13 Итого по разделу 3 Раздел 6. Развитие речи 6.1. Татарский алфавит. Работа с прослушанным текстом 1 1 Итого по разделу 1 «Туган җирем» («Моя Родина») Раздел 7. Систематический курс (фонетика и орфоэпия, графика, орфография) 7.1. Речь. Устная речь и письменная речь 1 0 7.2. Слово и предложение 1 0 7.3. Ударение. Ударный слог 1 0 7.4. Слова, отвечающие на вопросы «кем?» («кто?») и 1 0 «нəрсə?» («что?») 7.5. Контрольное списывание: «Җəйге көн» («Летний день») 1 1 7.6 Работа над ошибками. Работа с прослушанным текстом 1 Р. Батулла «Аю Әппəс» («Медвежонок Аппас») 0 Итого по разделу ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 1 17 2 0 http://www.urlw.ru/w.tatar.com.ru 0 0 0 0 http://www.urlw.ru/w.tatar.com.ru http://www.urlw.ru/w.tatar.com.ru http://www.urlw.ru/w.tatar.com.ru http://www.urlw.ru/w.tatar.com.ru 0 http://www.urlw.ru/w.tatar.com.ru 0 2 КЛАСС № п/ п Наименование разделов и тем программы всего «Мин» («Я») Раздел 1. Виды речевой деятельности 1.1. Работа с текстами о героях сказок 1 1.2. Повторение материала, изученного в 1 классе 1 Итого по разделу 2 Раздел 2. Систематический курс (фонетика и орфоэпия, графика) Количество часов Электронные (цифровые) Контрольные Практические работы образовательные ресурсы работы 0 0 0 0 http://www.urlw.ru/w.tatar.com.ru http://www.urlw.ru/w.tatar.com.ru 14 2.1. Система гласных звуков татарского языка 2.2. Согласные звуки в татарском языке Итого по разделу Раздел 3. Развитие речи 3.1. Урок-игра Итого по разделу «Тирə-як, көнкүреш»(«Мир вокруг меня») Раздел 4. Систематический курс (лексика) 4.1. Лексическое значение слова 4.2. Синонимы. Антонимы 4.3. Диктант Итого по разделу Раздел 5. Развитие речи 5.1. Работа с текстом Итого по разделу «Туган җирем» («Моя Родина») Раздел 6. Систематический курс (морфология) Самостоятельные части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол 6.2. Имя существительное 6.3. Имя прилагательное 6.4. Глагол 6.5. Контрольное списывание Итого по разделу Раздел 7. Виды речевой деятельности 7.1. Работа над ошибками. Составление рассказа по картине Итого по разделу Раздел 8. Развитие речи 8.1. Диалог на тему«Бездə яши торган 6.1. 1 1 2 0 0 0 0 http://www.urlw.ru/w.tatar.com.ru http://www.urlw.ru/w.tatar.com.ru 1 1 0 0 http://www.urlw.ru/w.tatar.com.ru 1 1 1 3 0 0 1 0 0 0 http://www.urlw.ru/w.tatar.com.ru http://www.urlw.ru/w.tatar.com.ru http://www.urlw.ru/w.tatar.com.ru 1 1 0 0 http://www.urlw.ru/w.tatar.com.ru 1 0 0 http://www.urlw.ru/w.tatar.com.ru 1 1 1 1 5 0 0 0 1 0 0 0 http://www.urlw.ru/w.tatar.com.ru http://www.urlw.ru/w.tatar.com.ru http://www.urlw.ru/w.tatar.com.ru http://www.urlw.ru/w.tatar.com.ru 1 1 0 1 http://www.urlw.ru/w.tatar.com.ru 1 0 0 http://www.urlw.ru/w.tatar.com.ru 15 хайваннар»(«Животные моего края») 8.2. Монолог на тему «Табигатькə ничек ярдəм итеп була?» («Как можем помочь природе?») Итого по разделу ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 1 0 0 2 17 2 1 http://www.urlw.ru/w.tatar.com.ru 3 КЛАСС № п/ п Наименование разделов и тем программы всего «Мин» («Я») Раздел 1. Систематический курс (фонетика, морфемика) 1.1. Повторение материала, изученного во 2 классе 1 1.2. Правописание и чтение слов с буквами ъ и ь 1 1.3. Слог. Ударение 1 1.4. Сложные слова. Парные слова. 1 1.5. Повторение. Работа с текстом о татарских анимационных 1 фильмах. Словарный диктант Итого по разделу 5 Раздел 2. Виды речевой деятельности 2.1. Работа с текстом 1 Итого по разделу 1 Раздел 3. Развитие речи 3.1. Урок-игра 1 Итого по разделу 1 «Тирə-як, көнкүреш» («Мир вокруг меня») Раздел 4. Виды речевой деятельности 4.1. Работа с текстом 1 Итого по разделу 1 Раздел 5. Систематический курс (лексика) Количество часов Контрольные Практические работы работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 http://www.urlw.ru/w.tatar.com.ru http://www.urlw.ru/w.tatar.com.ru http://www.urlw.ru/w.tatar.com.ru http://www.urlw.ru/w.tatar.com.ru http://www.urlw.ru/w.tatar.com.ru 0 0 http://www.urlw.ru/w.tatar.com.ru 0 0 http://www.urlw.ru/w.tatar.com.ru 0 0 http://www.urlw.ru/w.tatar.com.ru 16 5.1. Лексическое значение слова 5.2. Диктант 5.3. Проектная работа Итого по разделу «Туган җирем» («Моя Родина») Раздел 6. Систематический курс (морфемика, морфология) 6.1. Корень слова 6.2. Имя существительное 6.3. Личные местоимения Итого по разделу Раздел 7. Виды речевой деятельности 7.1. Работа с текстом 7.2. Беседа на тему «Сəяхəттə» («В путешествии») 7.3. Работа с текстом. Контрольное списывание Итого по разделу ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 1 1 1 3 0 1 0 0 0 1 http://www.urlw.ru/w.tatar.com.ru http://www.urlw.ru/w.tatar.com.ru http://www.urlw.ru/w.tatar.com.ru 1 1 1 3 0 0 0 0 0 0 http://www.urlw.ru/w.tatar.com.ru http://www.urlw.ru/w.tatar.com.ru http://www.urlw.ru/w.tatar.com.ru 1 1 1 1 17 0 0 1 0 0 http://www.urlw.ru/w.tatar.com.ru http://www.urlw.ru/w.tatar.com.ru http://www.urlw.ru/w.tatar.com.ru 2 1 17 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Сагдиева Р.К., Файздрахманова К.Ф Родной (татарский) язык 1 класс, часть 1,2 - Казан: «Магариф-Вакыт». Сагдиева Р.К., Файздрахманова К.Ф Родной (татарский) язык 2 класс, часть 1,2 - Казан: «Магариф-Вакыт». Сагдиева Р.К., Файздрахманова К.Ф Родной (татарский) язык 3 класс, часть 1,2 - Казан: «Магариф-Вакыт». Татар теленең аңлатмалы сүзлеге: 3 томда. – Казан: Тат. кит. нəшр; Харисов Ф. Ф., Харисова Ч. М. Иллюстрированный татарско-русский тематический словарь. – Казань: Татарское книжное издательство; Ханбикова Ш. С. Татар теленең синонимнар сүзлеге / Ш. С. Ханбикова, Ф. С. Сафиуллина. – Казан: Татар. кит. нəшр.; Исəнбəт Н. С. Татар халык мəкальлəре. 3 томда: 1 том. – Казан: Татар. кит. нəшр.; Исəнбəт Н. С. Татар халык мəкальлəре. 3 томда: 2 том. – Казан: Татар. кит. нəшр.; Исəнбəт Н. С. Татар халык мəкальлəре. 3 томда: 3 том. – Казан: Татар. кит. нəшр.; Детский журнал «Сабантуй» («Сабантуй») на татарском языке.; Детский журнал «Ялкын» («Пламя»).; Научно-методический журнал «Мəгариф» («Магариф»).; И.Х. Мияссарова, К.Ф. Файзрахманова. Татарский язык: учебник для общеобразовательных организаций начального общего образования с обучением на русском языке (для изучающих татарский язык как родной) 1 класс, часть 1, 2– Казань: «Магариф-Вакыт». МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Харисов Ф. Ф., Харисова Ч. М. Татар теле: диктантлар җыентыгы. 1-4 нче сыйныф укучылары өчен. – Казан: Мəгариф-Вакыт; Шəкүрова М. М., Гыйниятуллина Л. М. Башлангыч сыйныфларда «Туган тел» предметын укыту: яңартылган эчтəлек һəм перспективалар. Методик ярдəмлек. – Казан: ТР ФА ТӘһСИ.; Шəкүрова М. М., Юсупов А. Ф., Хөснетдинов Д. Х. Татар урта гомуми белем бирү оешмаларында татар телен укыту методикасы. – Казан: Казан ун-ты нəшр.; Шəкурова М. М. Дидактик уеннар: «Туган тел (татар теле)» һəм «Әдəби уку» дəреслəрендə куллану өчен. Башлангыч гомуми белем бирү оешмалары өчен 18 методик əсбап / М. М. Шəкүрова, Л. М. Гыйниятуллина, Г. Н. Мөхəрлəмова, Д. М. Абдуллина. – Казан; Татарский алфавит Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе по татарскому языку Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определѐнной в программе по татарскому языку (в том числе и в цифровой форме) Татарско-русский и русско-татарский словари. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ Библиотека художественных произведений на татарском языке // URL: http://Kitapxane.at.ru; Видеоуроки на родном (татарском) языке // URL: https://disk.yandex.ru/d/aWuDx4MPotjxQg/; Интерактивная мультимедийная энциклопедия // URL: www.balarf.ru; Институт развития образования РТ // URL: /http://www.irort.ru; Министерство образования и науки РТ // URL: http://mon.tatarstan.ru ; Озвученный русскотатарский онлайн-словарь // URL: www.ganiev.org; Образовательный портал Министерства образования и науки РТ // URL: http://www.edu.kzn.ru; Портал татарского образования // URL: http://belem.ru; Сайт издания «100 лет нашему дому» // URL: www.100летнашемудому.рф; Сборник анимационных фильмов, созданных объединением «Татармультфильм» // URL: www.tatarcartoon.ru; Татарский язык: большой электронный свод // URL: http://www.antat.ru/ru/tatzet; Тексты на татарском языке // URL: http://Tatarca.boom.ru; УМК «Сəлам!» // URL: http://selam.tatar; Школьная электронная энциклопедия «Татар иле» // URL: www.chrestomathy.tatarile.tatar.ru /; Языки народов России в Интернете // URL: http://www.peoples.org.ru; Электронные формы учебников // URL: www.antat.ru/ru/iyli/publishing/book; Электронный атлас по истории Татарстана // URL: www.tatarhistory.ru; Электронные формы учебников:// https://magarif-vakyt.ru/new4 Аудиозаписи в соответствии с программой обучения Видеофильмы, соответствующие тематике программы по татарскому языку Слайды, соответствующие тематике программы по татарскому языку. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ Планшет, ноутбук, интерактивная панель ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ раздаточный материал, картины, сборники сочинений, иллюстрации, 19 компьютер, интерактивная панель, колонки.