МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области МОУО МО Красноуфимский округ МКОУ «Сызгинская ООШ» СОГЛАСОВАНО Зам.директора по УР __________Чащина С.И. Протокол № 1 от 28.08. 2023 г. УТВЕРЖДЕНО Директор МКОУ «Сызгинская ООШ» ________ Сабирова Н.А. Приказ № 29/3 от 29.08. 2023 г. АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с задержкой психического развития (Вариант 7.2) учебного предмета «Литературное чтение на родном (татарском) языке» 1 – 3 классы Составитель: Галимзянова Илюза Миниахматовна, учитель родного языка и литературы д. Сызги 2023 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Адаптированная рабочая программа для обучающихся с ОВЗ (ЗПР) составлена для обучающихся 1-3 классов. Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение на родном (татарском) языке» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторских программ «Программы по татарскому литературному чтению для 1-4 классов общеобразовательной школы с русским языком обучения (для учащихся - татар)» Составители: Ф.Ш. Гарифуллина, И.Х.Мияссарова. Казан «Мәгариф-Вакыт» а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в Примерной программе воспитания. Основная цель учебного предмета связана с формированием грамотного читателя, который в будущем сможет самостоятельно выбирать книги и пользоваться библиотекой, ориентируясь как на собственные предпочтения, так и исходя из поставленной учебной задачи. Также выпускник сможет использовать свою читательскую деятельность как средство для самообразования. Реализации цели способствует решение следующих задач: -воспитание интереса к чтению и книге, формирование читательского кругозора; -формирование и совершенствование техники чтения вслух и про себя, развитие приемов понимания (восприятия и осмысления) текста; -формирование коммуникативных умений обучающихся; -развитие устной и письменной речи учащихся на родном (татарском) языке (диалогической и монологической); -формирование нравственных и эстетических чувств обучающихся, обучение пониманию духовной сущности произведений; -развитие способности к творческой деятельности на родном (татарском) языке. Таким образом, данный учебный предмет подразумевает изучение литературно-художественных произведений, с одной стороны, и освоение учащимися речевых навыков и умений – с другой. При изучении предмета «Литературное чтение на родном (татарском) языке» у учащихся формируются следующие компетенции. Читательская компетенция включает в себя умение работать с текстом, ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл, определять главную тему, определять общую цель и назначение текста, определять назначение разных видов текста, оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объема, читать в соответствующем возрасту темпе и понимать прочитанное, ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев. 3 Коммуникативная компетенция означает умение вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного произведения, уметь выступать перед знакомой аудиторией, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт, владеть навыками работы в группе, коллективе, приемами действий в ситуациях общения. Информационная компетенция предполагает владение навыками работы с различными источниками информации – книгами, учебниками, справочниками, энциклопедиями, каталогами, словарями, Интернетом; умение самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее, ориентироваться в книге по оглавлению, отличить сборник произведений от авторской книги, работать с различными видами текстов. Нравственная (социально-нравственная) компетенция предусматривает формирование понятий нравственного характера, собственных ценностных ориентиров для своих действий и поступков; способов самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ (ТАТАРСКОМ) ЯЗЫКЕ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования учебный предмет «Литературное чтение на родном языке» входит в предметную область «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и является обязательным для изучения. На изучение учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» отводится 0,5 час в неделю 1-3 классах начального общего образования. Количество учебных часов, выделяемых на изучение предмета «Родной (татарский) язык»: 1 класс – 16 часов, 2 класс – 17 часов, 3 класс – 17 часов. 4 СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ 1 класс Обучение грамоте. До букварный период Татарский язык – родной язык татарского народа. Слова речевого этикета. Общение посредством жестов, мимики, интонации. Общение с героями литературных произведений. Сообщения, записанные знаками-символами, условными обозначениями, метками. Рисуночное письмо. Гласные и согласные звуки. Звуковые схемы слов. Символы для их обозначения. Звучание слова и его значение. Звуковой анализ слов различной слоговой структуры. Деление слов на слоги. Ударение. Ударный гласный звук в слове. Смыслоразличительная роль ударения. Сравнение и различение предложения и слова. Букварный период Гласные звуки и буквы Гласные звуки, обозначение их буквами. Звуковой анализ слов. Схемы слов. Письмо буквосочетаний. Составление рассказа по сюжетным картинкам. Согласные и гласные звуки и буквы. Буквы ь и ъ знаки Согласные звуки, обозначение их буквами. Согласные звуки твёрдые и мягкие. Чтение слов с твёрдыми и мягкими согласными звуками. Звуковой анализ слов. Схемы слов. Чтение и сопоставление слов, различающихся одним звуком. Составление и запись словосочетаний. Фразеологические обороты. Составление продолжения рассказа по картинке, дополнение сюжета. Чтение слов с гласными буквами е, ё, ю, я. Парные звонкие и глухие согласные звуки. Чтение слов с парными звонкими и глухими согласными. Соотнесение предложения со схемой. Составление предложений по опорным словам. Мягкий знак-показатель мягкости. Образование и запись новых слов с помощью ь. Чтение приговорок, загадок, песенок. Составление устного рассказа по его началу. Чтение слов с буквами ь и ъ знак. Систематический курс «Литературное чтение на родном (татарском) языке» Чтение произведений А.Кари, Г.Ибрагимова,Ф.Яруллина,А.Ахмет,Н.Арсланова,А.Бикчантаева, М.Файзуллина,С.Сулейманова, Г.Хужи, Г.Тукая, Г.Хасанова, Г.Набиуллина, Г.Рафикова,Г.Баширова,загадок ,пословиц и поговорок. Заучивание стихотворений. Ответы на вопросы. Изучение содержания учебного предмета «Литературное чтение на родном (татарском) языке» в первом классе способствует освоению на пропедевтическом уровне ряда универсальных учебных действий: Познавательные универсальные учебные действия: — читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и 5 стихотворные произведения; — понимать фактическое содержание прочитанного или прослушанного произведения; — ориентироваться в терминах и понятиях: фольклор, малые фольклорные жанры, тема, идея, заголовок, содержание произведения, сказка (фольклорная и литературная), автор, герой, рассказ, стихотворение (в пределах изученного); — различать и группировать произведения по жанрам (загадки, пословицы, сказки (фольклорная и литературная), стихотворение, рассказ); — анализировать текст: определять тему, устанавливать последовательность событий в произведении, характеризовать героя, давать положительную или отрицательную оценку его поступкам, задавать вопросы по фактическому содержанию; — сравнивать произведения по теме, настроению, которое оно вызывает. Работа с информацией: — понимать, что текст произведения может быть представлен в иллюстрациях, различных видах зрительного искусства (фильм, спектакль и т. д.); — соотносить иллюстрацию с текстом произведения, читать отрывки из текста, которые соответствуют иллюстрации. Коммуникативные универсальные учебные действия: — читать наизусть стихотворения, соблюдать орфоэпические и пунктуационные нормы; — участвовать в беседе по обсуждению прослушанного или прочитанного текста: слушать собеседника, отвечать на вопросы, высказывать своё отношение к обсуждаемой проблеме; — пересказывать (устно) содержание произведения с опорой на вопросы, рисунки, предложенный план; — объяснять своими словами значение изученных понятий; — описывать своё настроение после слушания (чтения) стихотворений, сказок, рассказов. Регулятивные универсальные учебные действия: — понимать и удерживать поставленную учебную задачу, в случае необходимости обращаться за помощью к учителю; — проявлять желание самостоятельно читать, совершенствовать свой навык чтения; — с небольшой помощью учителя оценивать свои успехи/ трудности в освоении читательской деятельности. Совместная деятельность: — проявлять желание работать в парах, небольших группах; — проявлять культуру взаимодействия, терпение, умение договариваться, ответственно выполнять свою часть работы. 2 класс 1 сентября - День знаний. 6 Дердменд“Дети пойдем в школу”, М.Галиев“Сентябрь”. А.Гаффар“Песня муравьев”. Родная страна.родной язык,самые дорогие вы мои Б.Рахмат “Золота наша земля”,З.Туфайлова “Родная страна”,Ш.Галиев “Что мне нужно на земле?” Родина моя –Башкортостан Произведения взяты из книги “Башкортостан – земля моя”(книга для внеклассного чтения для 2 класса). Родная сторона – колыбель моя. Р. Шаммас «Родина», Ф. Губайдуллина «Флаг Башкортостана». Р.Хайри “Это наша деревня”,А.Алиш.”Родная деревня”. Стихи Шаихзада Бабича. Богатая осень бродит по полям Г.Галиев “ В саду”, З.Муталлапов “Когда собирали колосья”,М.Гафури “Прощайте дикие гуси”, С.Сунчалей “Грустная осень”, К.Тахау “ Осенний лес”, Г.Рахим “Осень бродит”. Очень люблю свою семью М.Джалил “Колыбельная”, С.Джалил “Любовь матери”,Х.Халиков “Сколько нас?”, Р.Мингалим “Если б были крылья...”,М.Ахметзянов “Надо”, Р.Миннулин “Вот такой он человек!”,”Сак-сок”, Ш.Галиев “Когда чиаешь легенду Сак-сок”,Р.Мингалим “Самый большой человек”, “Русалка”(югославская сказка). Начало нравственности красивая привычка Л.Васильева –Гангнус «Мальчики,девочки»,А.Бикчантаева «За столом», Х.Халиков «Доброе утро»А.Ахмет «Ай-яй!», А.Бикчантаева «Вкусное слово», Н.Каштанов «Помощь», Р.Валеева « Он ещё не вырос», Ф.Яруллин «Пятно на солнце», Дердменд «Три сына, А.Шамов «Цена хлеба»,З.Ахмеров «И такое бывает», Р.Ишмуратова «Новые санки», Ф.Яруллин «Волшебное слово», А.Ахмет «Не трогай, моё!», З.Ахмеров «Ябеда», А.Бикчантаева «Разговор по телефону» Будешь работать до пота – будешь и есть вкусно М.Гафури «Детские дела», И.Туктар « Отчего?», Ш.галиев «Правая рука,левая рука», «Лентяй»(татарская народная сказка), Г.баширов «Сами выращивали», «Кому подарок?»(сказка), Р.Тухватуллин «Каз умасэ» Белоснежная зима Б.Рахмат «Наступила зима», Г.Баширов «Катание на санках»,Ж.Таржеманов «Ай,Дед мороз…»,А.Хасан «Дед Мороз раздаёт подарки»,З.Муталлапов «Когда мы были маленькими», К.Ушинский «Зма разозлилась», Р.Курбан «Холодным днём», И.Туктар «Жем-жем! Чвик!», Ж.Дарзаман «Новые сани». Не бойся, не трону! Ш.Галиев «Не бойся,не трону!»,А.Баян «Не для спасибо», Г.Хасанов «Заяц», Г.Гатауллин «Ёжик»,Ф.Яруллин «Беспамятная кукушка», А.Баян «Сожаление», Г.Тукай «Птичка», К.Тахау «Поможем птицам», А.Бикчантаева «Невоспитанная кошка»,Р.Хафизова «Глаз души», Э.Шарифуллина «Золотая рыбка». Самые нежные руки –мамины руки 7 Р.Миннулин «Мама нужна!», С.Рахматуллин «Бабушка», К.Булатова «Нет у мамы дочери», И.Туктар «Помощник», Р.Валеева «Как солнышко», Ю.Шарапова «Волшебная улыбка» Весна идёт А.Бикчантаева «В марте», К.Маховский «Весенние голоса»,А.Бикчантаева «Месяц апрель», «Встреча птиц», Б.Рахмат «Весна идёт», Г.Хасанов «Первый гром, Г.Афзал «Весенний дождь», Г.Тукай «Все на работе», Ф.Зариф «Сладкое лето», К.Ушинский «Четыре желания». Спасибо вам,ветераны Э.Мукминова «Грустный праздник», З.Муталлапов « Возвращение в детство» Устное народное творчество Скороговорки,приметы,загадки,пословицы,частушки,сказки. Творчество знаменитых писателей Г.Тукай «После работы можно поиграть»,М.Гафури «Дикий гусь»,Г.Ибрагимов «Красные цветы»,М.Джалиль «Родник», «Дуб». Изучение содержания учебного предмета «Литературное чтение на родном (татарском) языке» во втором классе способствует освоению на пропедевтическом уровне ряда универсальных учебных действий: Познавательные универсальные учебные действия: — читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения (без отметочного оценивания); — сравнивать и группировать различные произведения по теме (о Родине, о родной природе, о детях и для детей, о животных, о семье, о чудесах и превращениях), по жанрам (произведения устного народного творчества, сказка (фольклорная и литературная), рассказ, басня, стихотворение); — характеризовать (кратко) особенности жанров (произведения устного народного творчества, литературная сказка, рассказ, басня, стихотворение); — анализировать текст сказки, рассказа, басни: определять тему, главную мысль произведения, находить в тексте слова, подтверждающие характеристику героя, оценивать его поступки, сравнивать героев по предложенному алгоритму, устанавливать последовательность событий (действий) в сказке и рассказе; — анализировать текст стихотворения: называть особенности жанра (ритм, рифма), находить в тексте сравнения, эпитеты, слова в переносном значении, объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и по словарю. Работа с информацией: — соотносить иллюстрации с текстом произведения; — ориентироваться в содержании книги, каталоге, выбирать книгу по автору, каталогу на основе рекомендованного списка; — по информации, представленной в оглавлении, в иллюстрациях предполагать тему и содержание книги; — пользоваться словарями для уточнения значения незнакомого слова. 8 Коммуникативные универсальные учебные действия: — участвовать в диалоге: отвечать на вопросы, кратко объяснять свои ответы, дополнять ответы других участников, составлять свои вопросы и высказывания на заданную тему; — пересказывать подробно и выборочно прочитанное произведение; — обсуждать (в парах, группах) содержание текста, формулировать (устно) простые выводы на основе прочитанного/прослушанного произведения; — описывать (устно) картины природы; — сочинять по аналогии с прочитанным (загадки, рассказы, небольшие сказки); — участвовать в инсценировках и драматизации отрывков из художественных произведений. Регулятивные универсальные учебные действия: — оценивать своё эмоциональное состояние, возникшее при прочтении/слушании произведения; — удерживать в памяти последовательность событий прослушанного/прочитанного текста; — контролировать выполнение поставленной учебной задачи при чтении/слушании произведения; — проверять (по образцу) выполнение поставленной учебной задачи. Совместная деятельность: — выбирать себе партнёров по совместной деятельности; — распределять работу, договариваться, приходить к общему решению, отвечать за общий результат работы. 3 класс Золотая осень. Х.Халиков "Страна знаний",Р.Гарей "Осень", З.Ярмаки "Утро", Б.Рахмат "Голубое озеро",Н.Давли "Маленькое облачко", М.Джалиль "Дождь", Г.Галиев "С чего начинается Родина?",К.Тахау. "Осенним днём", Г.Галиев "Настоящий хозяин", Н.Давли "Хлеб",Р.Башар "Осенние рисунки",А.Еники "Хлебушко" ,Ф.Яруллин "Белая ворона", Н.Давли "Хлеб",Э.Мукминова "Источник жизни",Х.Халиков "Учительница", Ф.Яруллин "Лес-ухо, полеглаз",Р.Башар "Белый родник". Родина моя - колыбель моя. Произведения для чтения в этой главе взяты из учебника "Башкортостан край родной" 3 класс,авторы Г.М.Булякова, Э.А.Исламгулова, изд-во "Китап",2010 г. Я. Колмый «Любовь», С. Шарипов «Край дружбы», М. Амир «Агидель», М . Сиражи «Это мой - Башкортостан», Д. Солтанов «Где же она Родина», Г. Тукай «Родная деревня», Р Шаммас «Край родной», Т. Ганиева «Страна Урожая», А. Игебаев «Ай, Урал, Урал», Р. Янбулатова «Прекрасная Уфастолица», Ф. Рахимгулова «Я из Башкортостана». Хочешь быть хорошим - делай добро. 9 Р. Валиева «Белоствольная береза», Р Миннуллин «Доброта», Ф Хусни «Жуля – горестная собака», Д. Аппакова «Башмачки со скрипом», Н. Исамбет «Почему шиповник колючий », С. Шамси «Маленький друг», Р. Мингалим «Только были бы друзья». Деревья украшают - листья, а человека-труд. Р. Файзуллин «Песня пекарей», Г Баширов «Профессия отца», А. Расих «Пастух», М Гафури «В саду цветов», А. Алиш «Когда мама отдыхает», Дардменд «Богатство». Белоснежная зима. Г. Хасанов «Зимний лес», Г. Тукай «Метель», Ш, Биккол «На опушке леса», Г. Рахим «Снеговик», Ш Галиев «Зимняя тишина», Р Гаташ «С Новым Годом». Судьба страны -в мужских руках , судьба мужчин -в руке страны. Ш. Галиев «Это – военная тайна», И Туктар «На страже», Р. Башар «Надо уметь сторожить», Ш Маннур «Муса». Свет - у солнца, доброта - у матери. И. Гази «Твоя мама», Ф Яруллин «Мама», Р. Мингалим «Зеленоглазая мама», Дардменд «Колыбелька», М. Махдиев «И плакать хорошо», Ф. Амирхан«Он ведь сирота!». Эх, это весна, милая весна! К. Тахау «Эх, это весна, милая весна!», Г Башаров «Весна», И. Гази «Скворцы», З. Нури «Птицы прилетают», Ш. Маннур «Сделали скворечник», И. Туктар «Знакомые жаворонки», Р. Миннуллин «Из рода Гагариных», «Полетели на луну», Ш. Галиев «Тукаю», Г. Тукай «Младенцу», Ф. Яруллин «Через Тукая». Вечная память павшим героям. Г. Апсалямов «Синее утро», Р Харис «Слова матери», Ф. Шафигуллин «Солдаты возвращаются», А. Алиш «Песня о себе», Р. Миннуллин «Я должен бороться». Татарские народные сказки. "Смелый петух","Зухра". Произведения писателей мира. А.С.Пушкин Зимняя дорога",Г.Тукай "Пушкину",Л.Н.Толстой "Детство", Г.К.Андерсен "Ромашка",Ш.Перро "Красная Шапочка", Братья Я.Гримм и В.Гримм "Горшочек каши", Д.Родари "Чипполоне принц наступает на ноги Лимона". Стихи для заучивания -15 Изучение содержания учебного предмета «Литературное чтение на родном (татарском) языке» в третьем классе способствует освоению ряда универсальных учебных действий: Познавательные универсальные учебные действия: — читать доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения (без отметочного оценивания); — различать сказочные и реалистические, лирические и эпические, народные и авторские произведения; 10 — анализировать текст: обосновывать принадлежность к жанру, определять тему и главную мысль, делить текст на части, озаглавливать их, находить в тексте заданный эпизод, определять композицию произведения, характеризовать героя; — конструировать план текста, дополнять и восстанавливать нарушенную последовательность; — сравнивать произведения, относящиеся к одной теме, но разным жанрам; произведения одного жанра, но разной тематики; — исследовать текст: находить описания в произведениях разных жанров (портрет, пейзаж, интерьер). Работа с информацией: — сравнивать информацию словесную (текст), графическую/ изобразительную (иллюстрация), звуковую (музыкальное произведение); — подбирать иллюстрации к тексту, соотносить произведения литературы и изобразительного искусства по тематике, настроению, средствам выразительности; — выбирать книгу в библиотеке в соответствии с учебной задачей; составлять аннотацию. Коммуникативные универсальные учебные действия: — читать текст с разными интонациями, передавая своё отношение к событиям, героям произведения; — формулировать вопросы по основным событиям текста; — пересказывать текст (подробно, выборочно, с изменением лица); — выразительно исполнять стихотворное произведение, создавая соответствующее настроение; — сочинять простые истории (сказки, рассказы) по аналогии. Регулятивные универсальные учебные действия: — принимать цель чтения, удерживать её в памяти, использовать в зависимости от учебной задачи вид чтения, контролировать реализацию поставленной задачи чтения; — оценивать качество своего восприятия текста на слух; — выполнять действия контроля/самоконтроля и оценки процесса и результата деятельности, при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия. Совместная деятельность: — участвовать в совместной деятельности: выполнять роли лидера, подчинённого, соблюдать равноправие и дружелюбие; — в коллективной театрализованной деятельности читать по ролям, инсценировать/драматизировать несложные произведения фольклора и художественной литературы; выбирать роль, договариваться о манере её исполнения в соответствии с общим замыслом; — осуществлять взаимопомощь, проявлять ответственность при выполнении своей части работы, оценивать свой вклад в общее дело. 11 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО «ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ НА РОДНОМ (ТАТАРСКОМ) ЯЗЫКЕ» Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения младшего школьника за каждый год обучения в начальной школе. Личностные результаты. Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение на родном (татарском) языке» достигаются в процессе единства учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающей позитивную динамику развития личности младшего школьника, ориентированную на процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания. Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение на родном (татарском) языке» отражают освоение младшими школьниками социально значимых норм и отношений, развитие позитивного отношения обучающихся к общественным, традиционным, социокультурным и духовно-нравственным ценностям, приобретение опыта применения сформированных представлений и отношений на практике. Гражданско-патриотическое воспитание: — становление ценностного отношения к своей Родине — России, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества; — осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России; — первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений. Духовно-нравственное воспитание: — освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания; 12 — осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора; — выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске; — неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям. Эстетическое воспитание: — проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности; — приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоциональноэстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы; — понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального благополучия: — соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); — бережное отношение к физическому и психическому здоровью. Трудовое воспитание: — осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям. Экологическое воспитание: — бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях; — неприятие действий, приносящих ей вред. Ценности научного познания: — ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова как средства создания словеснохудожественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора; — овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач; — потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения предмета «Литературное чтение на родном 13 (татарском) языке» в начальной школе у обучающихся будут сформированы познавательные универсальные учебные действия: базовые логические действия: — сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии; — объединять произведения по жанру, авторской принадлежности; — определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам и видам; — находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму; — выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма; — устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев; базовые исследовательские действия: — определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов; — формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации; — сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); — проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие); — формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования); — прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях; работа с информацией: — выбирать источник получения информации; — согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; — распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки; — соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет; — анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; — самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации. К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия: 14 общение: — воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; — проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; — признавать возможность существования разных точек зрения; — корректно и аргументированно высказывать своё мнение; — строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; — создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); — готовить небольшие публичные выступления; — подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления. К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия: самоорганизация: — планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; — выстраивать последовательность выбранных действий; самоконтроль: — устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; — корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. Совместная деятельность: — формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; — принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; — проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; — ответственно выполнять свою часть работы; — оценивать свой вклад в общий результат; — выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы; ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1 КЛАСС К концу обучения в первом классе обучающийся научится: — понимать ценность чтения для решения учебных задач и применения в различных жизненных ситуациях: отвечать на вопрос о важности чтения для личного развития, находить в художественных произведениях отражение нравственных ценностей, традиций, быта разных народов; — владеть техникой слогового плавного чтения с переходом на чтение целыми словами, читать осознанно вслух целыми словами без пропусков и 15 перестановок букв и слогов доступные для восприятия и небольшие по объёму произведения в темпе не менее 30 слов в минуту (без отметочного оценивания); — читать наизусть с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм не менее 2 стихотворений о Родине, о детях, о семье, о родной природе в разные времена года; — различать прозаическую (нестихотворную) и стихотворную речь; — различать и называть отдельные жанры фольклора (устного народного творчества) и художественной литературы (загадки, пословицы, потешки, сказки (фольклорные и литературные), рассказы, стихотворения); — понимать содержание прослушанного/прочитанного произведения: отвечать на вопросы по фактическому содержанию произведения; — владеть элементарными умениями анализа текста прослушанного/прочитанного произведения: определять последовательность событий в произведении, характеризовать поступки (положительные или отрицательные) героя, объяснять значение незнакомого слова с использованием словаря; — участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: отвечать на вопросы о впечатлении от произведения, использовать в беседе изученные литературные понятия (автор, герой, тема, идея, заголовок, содержание произведения), подтверждать свой ответ примерами из текста; — пересказывать (устно) содержание произведения с соблюдением последовательности событий, с опорой на предложенные ключевые слова, вопросы, рисунки, предложенный план; — читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения; — составлять высказывания по содержанию произведения (не менее 3 предложений) по заданному алгоритму; — сочинять небольшие тексты по предложенному началу и др. (не менее 3 предложений); — ориентироваться в книге/учебнике по обложке, оглавлению, иллюстрациям; — выбирать книги для самостоятельного чтения по совету взрослого и с учётом рекомендательного списка, рассказывать о прочитанной книге по предложенному алгоритму; — обращаться к справочной литературе для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей. 2 КЛАСС К концу обучения во втором классе обучающийся научится: — объяснять важность чтения для решения учебных задач и применения в различных жизненных ситуациях: переходить от чтения вслух к чтению про себя в соответствии с учебной задачей, обращаться к разным видам чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное), находить в фольклоре и литературных произведениях 16 отражение нравственных ценностей, традиций, быта, культуры разных народов, ориентироваться в нравственно-этических понятиях в контексте изученных произведений; — читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 40 слов в минуту (без отметочного оценивания); — читать наизусть с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм не менее 3 стихотворений о Родине, о детях, о семье, о родной природе в разные времена года; — различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма); — понимать содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы по фактическому содержанию произведения; — различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы, потешки, небылицы, народные песни, скороговорки, сказки о животных, бытовые и волшебные) и художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения, басни); — владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять тему и главную мысль, воспроизводить последовательность событий в тексте произведения, составлять план текста (вопросный, номинативный); — описывать характер героя, находить в тексте средства изображения (портрет) героя и выражения его чувств, оценивать поступки героев произведения, устанавливать взаимосвязь между характером героя и его поступками, сравнивать героев одного произведения по предложенным критериям, характеризовать отношение автора к героям, его поступкам; — объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря; находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении; — осознанно применять для анализа текста изученные понятия (автор, литературный герой, тема, идея, заголовок, содержание произведения, сравнение, эпитет); — участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: понимать жанровую принадлежность произведения, формулировать устно простые выводы, подтверждать свой ответ примерами из текста; — пересказывать (устно) содержание произведения подробно, выборочно, от лица героя, от третьего лица; — читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения, инсценировать небольшие эпизоды из произведения; — составлять высказывания на заданную тему по содержанию произведения (не менее 5 предложений); 17 — сочинять по аналогии с прочитанным загадки, небольшие сказки, рассказы; — ориентироваться в книге/учебнике по обложке, оглавлению, аннотации, иллюстрациям, предисловию, условным обозначениям; — выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка, используя картотеки, рассказывать о прочитанной книге; — использовать справочную литературу для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей. 3 КЛАСС К концу обучения в третьем классе обучающийся научится: — отвечать на вопрос о культурной значимости устного народного творчества и художественной литературы, находить в фольклоре и литературных произведениях отражение нравственных ценностей, традиций, быта, культуры разных народов, ориентироваться в нравственно-этических понятиях в контексте изученных произведений; — читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное); — читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 60 слов в минуту (без отметочного оценивания); — читать наизусть не менее 4 стихотворений в соответствии с изученной тематикой произведения; — различать художественные произведения и познавательные тексты; — различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма, строфа), отличать лирическое произведение от эпического; — понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы к учебным и художественным текстам; — различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы, потешки, небылицы, народные песни, скороговорки, сказки о животных, бытовые и волшебные) и художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения, басни), приводить примеры произведений фольклора разных народов России; — владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: формулировать тему и главную мысль, определять последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста; составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный); — характеризовать героев, описывать характер героя, давать оценку поступкам героев, составлять портретные характеристики персонажей; выявлять взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев, 18 сравнивать героев одного произведения и сопоставлять их поступки по предложенным критериям (по аналогии или по контрасту); — отличать автора произведения от героя и рассказчика, характеризовать отношение автора к героям, поступкам, описанной картине, находить в тексте средства изображения героев (портрет), описание пейзажа и интерьера; — объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря; находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении, средств художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение); — осознанно применять изученные понятия (автор, мораль басни, литературный герой, персонаж, характер, тема, идея, заголовок, содержание произведения, эпизод, смысловые части, композиция, сравнение, эпитет, олицетворение); — участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: строить монологическое и диалогическое высказывание с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм, устно и письменно формулировать простые выводы, подтверждать свой ответ примерами из текста; использовать в беседе изученные литературные понятия; — пересказывать произведение (устно) подробно, выборочно, сжато (кратко), от лица героя, с изменением лица рассказчика, от третьего лица; — при анализе и интерпретации текста использовать разные типы речи (повествование, описание, рассуждение) с учётом специфики учебного и художественного текстов; — читать по ролям с соблюдением норм произношения, инсценировать небольшие эпизоды из произведения; — составлять устные и письменные высказывания на основе прочитанного/прослушанного текста на заданную тему по содержанию произведения (не менее 8 предложений), корректировать собственный письменный текст; — составлять краткий отзыв о прочитанном произведении по заданному алгоритму; — сочинять тексты, используя аналогии, иллюстрации, придумывать продолжение прочитанного произведения; — использовать в соответствии с учебной задачей аппарат издания (обложку, оглавление, аннотацию, иллюстрации, предисловие, приложения, сноски, примечания); — выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка, используя картотеки, рассказывать о прочитанной книге; — использовать справочную литературу, включая ресурсы сети Интернет (в условиях контролируемого входа), для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей. 19 20 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 класс – 16 ч. Тема, раздел курса Развитие речи (2 ч.) Слово и предложение 27 Программное содержание Основные виды деятельности обучающихся Обучение грамоте (10 ч.) Составление небольших рассказов Работа с серией сюжетных картинок, выстроенных в правильной повествовательного характера по серии последовательности: анализ изображенных событий, обсуждение сюжетных картинок, материалам собственных сюжета, составление устного рассказа с опорой на картинки. наблюдений, игр и занятий. Работа с серией сюжетных картинок с нарушенной Понимание текста при его прослушивании и последовательностью, анализ изображенных событий, при самостоятельном чтении вслух установление правильной последовательности событий, объяснение ошибки художника, внесение изменений в последовательность картинок, составление устного рассказа по восстановленной серии картинок. Совместная работа по составлению небольших рассказов повествовательного характера. Совместная работа по составлению небольших рассказов описательного характера. Самостоятельная работа: составление короткого рассказа по опорным словам. Слушание текста, понимание текста при его прослушивании Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение его Совместная работа: придумывание предложения с заданным словом. 21 (2 ч.) Чтение (6 ч.) Өйрәтәләр мәктәпләрдә... (Учат в школе...) (2 ч.) 27 порядка. Восприятие слова как объекта изучения. Наблюдение над значением слова Моделирование предложения: определение количества слов в предложении и обозначение каждого слова полоской. Самостоятельная работа: определение количества слов в предложении, обозначение слов полосками Слоговое чтение (ориентация на букву, Упражнение: отработка умения читать слоги с изменением буквы обозначающую гласный звук). Плавное гласного. слоговое чтение и чтение целыми словами со Упражнение: соотнесение прочитанного слога с картинкой, в скоростью, соответствующей названии которой есть этот слог. индивидуальному темпу. Чтение с Упражнение: соотнесение прочитанных слов с картинками, на интонациями и паузами в соответствии со которых изображены соответствующие предметы. знаками препинания. Осознанное чтение слов, Работа в парах: соединение начала и конца предложения из словосочетаний, предложений. Выразительное нескольких предложенных вариантов. чтение на материале небольших прозаических Упражнение: отработка умения завершать прочитанные текстов и стихотворений. незаконченные предложения с опорой на общий смысл Орфоэпическое чтение (при переходе к предложения. чтению целыми словами). Орфографическое Подбор пропущенных в предложении слов, ориентируясь на смысл чтение (проговаривание) как средство предложения. самоконтроля при письме под диктовку и при Совместная работа: чтение предложений и небольших текстов с списывании. интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания Повторение пройденного материала после предварительного обсуждения того, на что нужно обратить внимание при чтении. Совместная работа: ответы на вопросы по прочитанному тексту, отработка умения находить содержащуюся в тексте информацию. Практическая работа: овладение орфоэпическим и орфографическим чтением. Работа в парах: тренировка в выразительном чтении Систематический курс (6 ч.) Произведения о школьной жизни, уроках, Беседа: знакомство с учебником, с условными одноклассниках, праздниках в школе. обозначениями.Чтение с установкой на смысловое восприятие Дж. Дарзаман. «Тискәре хәрефләр» текста. («Непослушные буквы»). Понимание общего содержания произведения. М. Магдеев. «Мәктәптә беренче көн» Учебный диалог: ответы на вопросы по содержанию прочитанного 22 («Первый день в школе»). М. Джалиль. «Беренче дәрес» («Первый урок»). Ш. Маннур. «Яхшы бел» («Знай хорошо»). Б. Рахмет. «Рәсем ясыйбыз» («Мы рисуем»). К. Булатова. «Унга кадәр» («До десяти»). Детский журнал «Сабантуй» о школе. Повторение пройденной темы 27 Минем гаилә (Моя семья) (2 ч.) Произведения о семье, о ее роли в жизни человека, членах семьи, семейных традициях, о ситуациях общения в семье. Г. Тукай. «Безнең гаилә» («Наша семья»). Ш. Галиев. «Дәү әнигә күчтәнәч» («Гостинцы для бабушки»). Р. Валиев. «Барысын да яратам» («Всех люблю»). Внеклассное чтение3: А. Ахметгалиева. «Безнең өйдә» («В нашем доме»). Повторение пройденной темы Татар халык иҗаты. Санамышлар, эндәшләр (Татарское устное народное Малые жанры татарского устного народного творчества. Их место в нашей жизни. Ситуации использования. Считалки, заклички текста. Наблюдение: рассматривание иллюстраций. Характеристика героя произведения: оценка его поступков. Пересказ текста по опорным словам. Работа в паре: составление диалога по образцу. Выразительное чтение стихотворения наизусть. Упражнение: выполнение письменных упражнений в рабочей тетради. Закрепление пройденного материала: ответы на вопросы, участие в дидактической игре Чтение вслух: чтение с установкой на смысловое восприятие текста. Учебный диалог: ответы на вопросы по содержанию прочитанного стихотворения. Характеристика текста художественного произведения: определение темы и главной мысли прочитанного текста, определение последовательности событий. Характеристика героя произведения. Работа в паре: составление диалога по образцу. Декламирование: выразительное чтение стихотворения наизусть. Упражнение: выполнение письменных упражнений в рабочей тетради. Внеклассное чтение: выбор книги на основе рекомендованного списка. Закрепление пройденного материала: ответы на вопросы, участие в дидактической игре Слушание: восприятие на слух звучащей речи, понимание звуковой и смысловой стороны слова. Учебный диалог: ответы на вопросы в устной форме. Словарная работа: объяснение значений слов, обращение к 23 творчество. Считалки, заклички) (1 ч.) Ямьле табигать (Красивая природа) (1 ч.) Произведения о природе, о ее красоте, о важности ее сохранения. И. Туктар. «Җем-җем!.. Чвик!» Ф. Садриев. «Яңгыр, яу, яу, яу!» («Дождик, лей, лей, лей!»). Ш. Галиев. «Тәмле җәй» («Вкусное лето»). Внеклассное чтение: Р. Валиева. «Кыңгырау чәчәк» («Колокольчик»). Повторение пройденного материала толковому словарю. Различение малых жанров фольклора. Творческая работа: сочинение считалок, закличек по образцу Чтение вслух: чтение с установкой на смысловое восприятие текста. Учебный диалог: ответы на вопросы по содержанию прочитанного произведения. Рассказывание: составление устного высказывания на заданную тему по образцу. Работа с текстом: определение средств изображения и выражения чувств героя. Упражнение: выполнение письменных упражнений в рабочей тетради. Создание проекта: создание книги-малышки о буквах. Внеклассное чтение: выбор книги на основе рекомендованного списка. Закрепление пройденного материала: ответы на вопросы, участие в дидактической игре 2 класс – 17 ч. Тема, раздел курса Алтын көз җитте (Золотая осень) (4 ч.) 27 Программное содержание Произведения о красоте осенней природы, осеннего леса, о празднике 1 сентября. Б. Рахмет. «Сара мәктәпкә бара» («Сара идет в школу»). Р. Валиева. «Көз» («Осень»). Г. Хасанов. «Көзге бакча» («Осенний сад»). Ф. Яруллин. «Көзге табын» («Осенние яства»). И. Туктар. «Урман букеты» («Лесной букет»). Внеклассное чтение: М. Хасанов. «Сара мәктәпкә бара» («Сара идет Основные виды деятельности обучающихся Чтение вслух: чтение с установкой на смысловое восприятие текста. Работа с текстом художественного произведения. Беседа по прочитанному тексту: ответы на вопросы, понимание смысла прочитанного произведения. Составление вопросов по тексту. Пересказ текста по опорным словам. Построение короткого монологического высказывания. Работа с текстом художественного произведения: поиск в тексте средств художественной выразительности. 24 в школу»). Повторение пройденной темы И ямьле дә соң бу дөнья! (Как прекрасен этот мир!) (4 ч.) 27 Произведения, отражающие красоту внешнего и внутреннего мира, красоту природы, труда, дружеских отношений. Л. Лерон. «И ямьле дә соң бу дөнья!» («Как прекрасен этот мир!»). Р. Гаташ. «Зәңгәр ил – балачак иле» («Голубая страна – страна детства»). Г. Тукай. «Эш беткәч уйнарга ярый» («Закончил дело – гуляй смело»). Внеклассное чтение: Э. Шарифуллина «Алтын балык» («Золотая рыбка»). Повторение пройденной темы Творческая работа: иллюстрирование по прочитанному тексту. Рассказывание: рассказ по личным наблюдениям и впечатлениям. Внеклассное чтение: выбор книги на основе рекомендованного списка. Закрепление пройденного материала: участие в беседе с целью обобщения. Проверочная работа: выполнение тестовых заданий Чтение вслух и про себя: чтение с установкой на смысловое восприятие текста, переход от чтения вслух к чтению про себя. Учебный диалог: ответы на вопросы по содержанию прочитанного произведения. Работа с текстом художественного произведения: определение главной мысли произведения, соотнесение пословицы с главной мыслью произведения, сравнение произведений разных поэтов на одну тему. Понимание смысла прочитанных произведений. Составление вопросов по тексту. Творческая работа: иллюстрирование прочитанного текста. Создание проектной работы. Внеклассное чтение: выбор книги на основе рекомендованного списка. Закрепление пройденного материала: ответы на вопросы, участие в дидактической игре 25 Ап-ак кыш килде (Зимушка-зима) (1 ч.) Туган илем, туган телем... (Родина моя, мой родной язык...) (2 ч.) Яз керде өебезгә 27 Произведения, раскрывающие образы зимней природы, красоту зимнего леса, тему природы и человека. Праздник Новый год. А. Алиш. «Январь». Б. Рахмет. «Кыш һәм кеше» («Зима и человек»). С. Урайский. «Чыршы янында» («Вокруг елки»). А. Еники. «Кышкы урман» («Зимний лес»). Внеклассное чтение: Н. Каримова. «Кое чыпчыгы» («Воробей из колодца»). Повторение пройденной темы Произведения, раскрывающие образ Родины, ее значение в жизни человека, рассказывающие о важности сохранения родного языка. Г. Тукай. «Туган тел» («Родной язык»). Г. Баширов. «Безнең Татарстан» («Наш Татарстан»). Э. Мукминова. «Туган телем» («Мой родной язык»). Р. Файзуллин. «Синеке – илнеке» («Твое – родное»). Внеклассное чтение: Г. Мурат. «Татар космонавты» («Татарский космонавт»). А. Синагул. «Татарстан җирләре» («Татарстанские земли»). Повторение пройденной темы Произведения, раскрывающие образ весны в Чтение: чтение вслух с установкой на смысловое восприятие произведения, переход от чтения вслух к чтению про себя. Учебный диалог: ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста. Работа с текстом художественного произведения: определение темы прочитанного произведения, нахождение в тексте средств художественной выразительности. Творческая работа: иллюстрирование по тексту. Декламирование: выразительное чтение стихотворения наизусть. Внеклассное чтение: выбор книги на основе рекомендованного списка. Закрепление пройденного материала: ответы на вопросы, участие в дидактической игре Чтение вслух и про себя: чтение с установкой на смысловое восприятие текста, выразительное чтение текста. Работа с текстом художественного произведения: определение темы и главной мысли прочитанного произведения, определение средств выражения чувств героя, соотнесение пословицы с главной мыслью произведения. Учебный диалог: ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Словесное иллюстрирование с опорой на текст произведения. Декламирование: выразительное чтение стихотворения наизусть. Внеклассное чтение: выбор книги на основе рекомендованного списка. Закрепление пройденного материала: участие в беседе с целью обобщения. Проверочная работа: выполнение тестовых заданий Чтение вслух: чтение с установкой на смысловое восприятие (Весна к нам пришла) (4 ч.) литературе. Описание весенних месяцев, оживание природы, жизнь птиц и зверей. А. Бикчантаева. «Март аенда» («В марте месяце»). Н. Мадьяров. «Кар астыннан чыкты яз» («Весна выглянула из-под снега»). Ф. Яруллин. «Композитор чыпчыклар» («Воробьи композиторы»). Р. Миннуллин. «Яз керде өебезгә» («Весна пришла к нам в дом»). Повторение пройденной темы Көлке көлә килә (Посмеемся вместе) (3 ч.) Произведения о веселых и смешных ситуациях в жизни школы, одноклассников и друзей. Р. Миннуллин. «Малайлар сөйләшә» («Мальчишки разговаривают»). Ш. Галиев. «Онытылган...» («Забыл...»). З. Гумерова. «Кайда булсын – кесәмдә» («Как где? В кармане»). Р. Валиев. «Бу класска ни булган?» («Что случилось с этим классом?»). Внеклассное чтение: М. Магдеев. «Чисталык өчен көрәш» («Борьба за чистоту»). А. Ахметгалиева. «Әби, Илнур һәм шигырь...» («Бабушка, Илнур и стихотворение...»). Повторение пройденной темы текста, выразительное чтение текста. Учебный диалог: ответы на вопросы по содержанию прочитанного произведения. Работа с текстом художественного произведения: определение темы прочитанного произведения, сравнение произведений разных поэтов на одну тему, нахождение в тексте и понимание значения и роли средств художественной выразительности. Построение короткого монологического высказывания. Рассказывание: составление рассказа на основе собственных наблюдений. Создание проектной работы. Закрепление пройденного материала: ответы на вопросы Чтение вслух: выразительное чтение текста. Учебный диалог: прогнозирование содержания произведения по заголовку, иллюстрациям, ключевым словам, ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста. Работа с текстом художественного произведения: соотнесение заглавия с содержанием, определение отношения (позиции) автора, характеристика героя произведения, оценка его поступков. Пересказ текста: пересказ с изменением лица рассказчика, подробный пересказ текста. Интерпретация литературного произведения: чтение по ролям. Внеклассное чтение: выбор книги на основе рекомендованного списка. Закрепление пройденного материала: ответы на вопросы 27 3 класс – 17 ч. 27 Тема, раздел курса Китап – белем чишмәсе (Книга – кладезь знаний) (4 ч.) Программное содержание Произведения, отражающие ценность книги, роль чтения в жизни человека и значимость книги в становлении личности. Дж. Тарджеманов. «Якын дус» («Близкий друг»). М. Гафури. «Китап һәм балалар» («Книга и дети»). В. Нуриев. «Китап» («Книга»). З. Туфайлова. «Безнең китапханәдә» («В нашей библиотеке»). Х. Халиков. «Китап докторы» («Книжный доктор»). Внеклассное чтение: Х. Шабанов. «Кадерлә син китапны» («Береги книгу»). Повторение пройденной темы Основные виды деятельности обучающихся Чтение вслух и про себя: чтение с установкой на смысловое восприятие текста. Учебный диалог: ответы на вопросы по содержанию прочитанного произведения. Работа с текстом художественного произведения: самостоятельное определение темы и главной мысли прочитанного произведения, составление вопросов к прочитанному произведению, в том числе проблемного характера, характеристика героя произведения, определение средств изображения и выражения чувств героя, нахождение в тексте и понимание значения и роли средств художественной выразительности. Декламирование: выразительное чтение стихотворения наизусть. Внеклассное чтение: выбор книги на основе рекомендованного списка. Закрепление пройденного материала: участие в беседе с целью обобщения. Проверочная работа: выполнение тестовых заданий текста. Безнең нәни дусларыбыз (Наши маленькие друзья) (5 ч.) Л. Лерон. «Хыялый Акбай» («Акбаймечтатель»). Й. Миннуллина. «Этем югалды бүген» («Потерялся сегодня мой щенок»). Р. Миннуллин. «Акбайга» («Акбаю»). Н. Каштанов. «Йөнтәс песи» («Пушистый котенок») Г. Баширов. «Песинең ял көне» («Выходной для кошки»). М. Джалиль. «Карак песи» («Вороватый котенок»). Л. Амирханова. «Минем нәни дусларым» («Мои маленькие друзья»). Работа с текстом художественного произведения: определение основной мысли произведения, характеристика героя произведения. Построение устного диалогического и монологического высказывания. Рассказывание: составление рассказа повествовательного характера с элементами рассуждения. Декламирование: выразительное чтение стихотворения наизусть. Закрепление пройденного материала: участие в беседе с целью обобщения 28 Внеклассное чтение: Н. Гиматдинова. «Сертотмас кәҗә» («Болтливая коза»). Повторение пройденной темы 27 Изге сүз (Волшебное слово)(3 ч.) Произведения, раскрывающие смыслнравственных понятий. М. Галлямова. «Дуслар» («Друзья»). Д. Гайнетдинова. «Изге сүз» («Святое слово»).И. Туктар. «Рәхмәт һәркемгә рәхәт» («Доброе слово каждому приятно»). Р. Файзуллин. «Ничек яхшы булырга?» («Какстать хорошим?»). Внеклассное чтение: А. Алиш. «Утлы йомырка» («Огненноеяичко»). Повторение пройденной темы Сәламәт яшибез, спорт белән шөгыльләнәбез (Спортом занимаемся – здорово живем) (5 ч.) Произведения о здоровом образе жизни, физкультуре и спорте. Х. Халиков. «Хәрәкәттә – бәрәкәт» («В движении – сила»). Дж. Дарзаман. «Бар да җитез» («Все мы ловкие»). Г. Мурат. «Физкультура». Ш. Галиев. «Витаминлы хәрефләр» («Витаминные буквы»). С. Ахметзянова. «Үрнәк алыйк» («Берем пример»). Й. Шарапова. «Татарстан – спорт иле» («Татарстан – страна спорта»). Внеклассное чтение: Ф. Яруллин. «Озын куллы кыз» («Девочка с Чтение вслух и про себя: чтение с установкой на смысловоевосприятие текста. Учебный диалог: ответы на вопросы по содержанию прочитанногостихотворения, составление вопросов по тексту, в том числе и проблемного характера. Работа с текстом художественного произведения: определение главной мысли произведения, характеристика героя произведения, оценивание его поступков, определение позиции автора. Пересказ текста по плану. Словесное рисование по эпизодам и фрагментам прочитанноготекста. Творческая работа: инсценирование. Декламирование: выразительное чтение стихотворения наизусть. Внеклассное чтение: выбор книги на основе рекомендованного списка. Закрепление пройденного материала: участие в беседе с целью обобщения Чтение вслух: выразительное чтение. Работа с текстом художественного произведения: характеристика героя произведения, определение средств изображения и выражения чувств героя. Построение устного диалогического и монологического высказывания с соблюдением норм литературного языка. Декламирование: выразительное чтение стихотворения наизусть. Внеклассное чтение: выбор книги на основе рекомендованного списка, самостоятельное нахождение произведения по теме и сопоставление их с произведениями, прочитанными в классе, рассказ о книге. Закрепление пройденного материала: участие в беседе с целью обобщения. Проверочная работа: выполнение тестовых заданий 29 длинными руками»). Повторение пройденного материала 27 30 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Татар теленең аңлатмалы сүзлеге: 3 томда. – Т. 3. – Казан: Тат. кит. нәшр.; Ханбикова Ш. С. Татар теленең синонимнар сүзлеге / Ш. С. Ханбикова, Ф. С. Сафиуллина.–Казань:Татар.кит.нәшр.; Давыдова Т. Т., Пронин В. А. Теория литературы: учебное пособие. – М.: Логос; Современная литературная теория. Антология / сост. И. В. Кабанова. – М.: Флинта:Наука; Әдипләребез: библиографик белешмәлек: 2 томда: 1 том / төз. Р. Н. Даутов, Р. Ф. Рахмани.–Казань:Тат.кит.нәшр.; Татар әдәбияты Гарифуллина Ф.Ш., Мияссарова И.Х. 1 класс- Казан: «Магариф –Вакыт» 2020г. Татар әдәбияты Гарифуллина Ф.Ш., Мияссарова И.Х. 2 класс- Казан: «Магариф –Вакыт» 2017г. Татар әдәбияты Гарифуллина Ф.Ш., Мияссарова И.Х. 3 класс- Казан: «Магариф –Вакыт» 2017г. Татар әдәбияты Гарифуллина Ф.Ш., Мияссарова И.Х.4 класс- Казан: «Магариф –Вакыт» 2017г. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ Видеоуроки на родном (татарском) языке // URL: https://disk.yandex.ru/d/aWuDx4MPotjxQg/; Интерактивная мультимедийная энциклопедия // URL: www.balarf.ru; Сборник анимационных фильмов, созданных объединением «Татармультфильм» // URL: www.tatarcartoon.ru; Татарский язык: большой электронный свод // URL: http://www.antat.ru/ru/tatzet; Тексты на татарском языке // URL: http://Tatarca.boom.ru; Школьная электронная энциклопедия «Татар иле» // URL: www.chrestomathy.tatarile.tatar.ru/; Языки народов России в Интернете // URL: http://www.peoples.org.ru; Электронные формы учебников // URL: www.antat.ru/ru/iyli/publishing/book; МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Богданова О. Ю. Теория и методика обучения литературе: учебник для студ. высш. пед. учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия»; 27 31 Пранцова Г. В. Методика обучения литературе: практикум. – М.: Флинта: Наука; Роговер Е. С. Методика преподавания литературы: Учебное пособие; Сосновская И. В. Методика преподавания литературы в современной школе: монография.-Иркутск:ВСГА; Заһидуллина Д. Ф. Мәктәптә татар әдәбиятын укыту методикасы. – Второе издание, переработанное и дополненное. – Казан: «Мәгариф» нәшр.; УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ Мультимедийное оборудование 27