Пояснительная записка. Направленность дополнительной общеразвивающей программы – социальногуманитарная. Уровень освоение программы – базовый. Актуальность программы обусловлена тем, что из года в год увеличивается поток автомобилей на дорогах, что создает объективную реальность возникновения дорожно- транспортных происшествий. Причем, несчастные случаи все чаще происходят не на больших транспортных магистралях, а на маленьких дорогах, рядом с остановками, а иногда и во дворе дома. И, к сожалению, зачастую причиной дорожно-транспортных происшествий бывают дети. Это происходит потому, что учащиеся не знают правил дорожной безопасности или нарушают их, не осознавая опасных последствий нарушений. Донести эти знания до детей, выработать в детях потребность в соблюдении правил дорожного движения для самосохранения - в этом и состоит задача учителя и кружка ЮИД. Новизна программы состоит в том, что важной составляющей здоровье сберегающей деятельности школы является создание безопасного пространства ребенка, которое подразумевает обучение детей и подростков безопасному поведению в повседневной жизни и рациональным действиям в возможных опасных и чрезвычайных ситуациях. Дети значительное время находятся в образовательном учреждении, поэтому именно на школу родители возлагают ответственность за формирование у ребят навыков культуры поведения на дорогах, устойчивой мотивации к сохранению и укреплению здоровья. А ведь именно навыки, сформированные в детстве, перерастают затем в стойкие привычки. Нормативно-правовые акты и документы: 1. Федеральный Закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273). 2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 года). 3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 года №996-р) 4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 5. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». 6. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.05.2018 №298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями на 30 сентября 2020 года Приказ № 533). 8. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р); 9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (с изменениями на 02.02.2021). 10. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». 11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»; 12. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»). 13. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. №162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»; 14. Методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях», утвержденные приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 01.11.2021 №934-д «Об утверждении методических рекомендаций» (с изменениями от 04.03. 2022 №219-д). 11. Устав МКОУ «Сызгинская ООШ» (в действующей редакции). 12. Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе МКОУ «Сызгинская ООШ». 13. Дополнительная общеобразовательная программа МКОУ «Сызгинская ООШ» ( Приказ №29/3 от «29» 08 2023 г). 14. Учебный план дополнительного образования (Приказ № 83 от «02» 09 2024 г.) Категория учащихся: Категория учащихся - учащиеся 5-6 классы в возрасте от 10-11 лет. В кружок принимаются все дети, не имеющие медицинских противопоказаний. Срок реализации программы (объем) – 1 год обучения (17 часов). Формы и режим занятий групповая и индивидуально-групповая. Занятия проводятся 1 раз 2 недели по 40 минут. Перечень видов занятий: беседа, лекция, практическое занятие, семинар, экскурсия. Перечень форм подведения итогов реализации программы: устные сообщения, тестирование; участие обучающихся в организации внеклассных мероприятий по безопасности дорожного движения, конкурсах и мероприятиях школьного и муниципального уровня; мониторинг образовательной среды (анкетирование детей и родителей) на предмет удовлетворенности результатами данной программы Цель и задачи программы Цель программы: Воспитание навыков безопасного поведения на дороге и улице, предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма, повышение правовой, «транспортной» культуры. Задачи программы Обучающие: овладение знаниями, умениями, навыками вождения велосипеда и оказание первой медицинской помощи. Развивающие: развитие творческой досугово-социальной деятельности для самопознания, саморазвития, самоутверждения детей. Воспитательные: - Воспитывать у обучающихся чувства патриотизма, трудолюбия. -Воспитать чувства доброжелательности, толерантности, взаимоуважения. - Формировать культуру здорового образа жизни Тематическое планирование № Название темы Кол-во часов п/п Теория Практика Раздел 1. Введение. 1 Цели, задачи курса «Светофор». Дорога, транспорт, пешеход (практическое занятие, оформление уголка) Раздел 2. Выбор безопасных маршрутов. Этика и культура транспортного поведения. 1 Выбор наиболее безопасного маршрута в школу и домой. Участие в акции «Внимание, дети» Законы улиц и дорог. Участие в экскурсии 3 «Безопасный маршрут школьника». Дорога, ее элементы и правила поведения на 4 ней. Раздел 3. История правил дорожного движения. 2 История ПДД. Развитие ПДД. Информация о первом светофоре, автотранспорте, велосипеде. История появления дорожных 5 знаков. Составление викторины по истории ПДД. Проведение конкурса, история создания транспортных средств. Раздел 4. Изучение правил дорожного движения. 6 7 8. ПДД в России. Общие положения. Обязанности пешеходов, водителей, велосипедистов, пассажиров. Проблемы безопасности движения и причины ДТП. ПДД для пешеходов. Правостороннее движение, места и правила перехода проезжей части дороги. Экскурсия «Правила перехода через перекрѐсток» Акция «День памяти жертв ДТП» Регулируемые и нерегулируемые перекрестки. Средства регулирования движения. Знаки. Решение тестов и дорожных задач. Тренировка в подаче сигналов регулировщика. 0,5 0,5 3 0,5 0,5 0,5 0,5 1 1 0,5 0,5 7 1 0,5 0,5 0,5 0,5 ПДД для пассажиров. Виды общественного транспорта. Посадочные площадки и 9 дорожные знаки. Правила поведения в салоне транспорта. Взаимовежливое отношение пассажиров и водителя. ПДД для велосипедистов. Дорожные знаки. Техническое состояние велосипеда. Движение групп велосипедистов. Разметка проезжей части дороги. 10 Остановка и стоянка транспортных средств. Влияние погодных условий на движение транспортных средств. Проведение школьного конкурса «Памятка пешеходу». Дорожные знаки и их группы. Предупреждающие знаки. Запрещающие знаки. Предписывающие знаки. Знаки 11 приоритета. Информационно-указательные знаки. Знаки сервиса. Знаки дополнительной информации. Тестирование. Переход дороги. Решение тестов и дорожных 12 задач на дорожном макете. Памятка пешеходу. Решение задач карточек по ПДД Раздел 5. Основы оказания первой доврачебной помощи. Аптечка авто и ее содержание. Информация свидетеля при ДТП. Основы оказания 13 доврачебной помощи. Первая помощь при ДТП. Раны, их виды. Виды повязок и способы их наложения. (Практическое занятие). Правила наложения повязки: рука, нога, головы, грудной клетки 14 (практические занятия). Правила наложения шины. Правила переноски пострадавших. Правила наложения жгута. Подручные средства и лекарственные растения. Раздел 6. Фигурное вождение велосипеда. 15 16 Устройство и техническое обслуживание велосипеда. Снаряжение велосипеда. Экипировка. Правила движения велосипедистов. Перевозка людей и груза на велосипеде. Правила проезда велосипедистами пешеходного перехода. Движение групп велосипедистов. Прохождение отдельных препятствий на велосипеде. Велосипедист в дорожном движении. Разбор дорожной ситуации в рабочей тетради. Фигурное вождение велосипеда. 1 0,5 0,5 0,5 0,5 1 2 1 1 3 0,5 0,5 0,5 0,5 17 Подготовка к конкурсу «Безопасное колесо» ИТОГО: 17 ЧАСОВ 1 9 8 Раздел 7. Традиционно-массовые мероприятия. 1 2 3 4 5 6 Игра-соревнование «Шоссе светофорных Проводятся по плану ВР школы, наук». возможно проведение «Эстафета зеленого огонька». Подготовка и мероприятий в каникулы, во проведение игр по ПДД в начальных классах. время работы ЛДП. «Сами не видят, а другим показывают». Конкурс рисунков и плакатов по безопасности дорожного движения. Подготовка и участие в районном конкурсе соревнованиях «Безопасное колесо» Агитбригада «Знай правила движения как таблицу умножения». Экскурсия «Мы на улице». Подведение итогов работы курса Содержание программы Раздел I. Введение в образовательную программу кружка (1 час). Теория. Цели, задачи кружка ЮИД. Утверждение программы. Организационные вопросы (структура отряда, положение, обязанности). Практика. Оформление уголка «Безопасность дорожного движения». Раздел II. Выбор безопасных маршрутов. Этика и культура транспортного поведения (3часа). Теория. Выбор наиболее безопасного маршрута в школу и домой. Дорога, ее элементы и правила поведения на ней. Законы улиц и дорог. Практика. Участие во Всероссийской акции «Внимание, дети», посвященной началу учебного года. Участие в экскурсии «Безопасный маршрут школьника». Раздел III. История правил дорожного движения (1 час). Теория. История Правил дорожного движения. Развитие Правил дорожного движения. Информация о первом светофоре, автотранспорте, велосипеде, дорожных знаках. Практика. Составление викторины по истории ПДД в уголок для классов. Раздел IV. Изучение правил дорожного движения (7 часов). Теория. Правила дорожного движения в России. Общие положения. Обязанности пешеходов, водителей, велосипедистов и пассажиров. Проблемы безопасности движения, причины дорожно-транспортных происшествий. ПДД для пешеходов – правосторонне движение, правила перехода дороги, места перехода проезжей части дороги. Обход стоящего транспорта у обочины. Движение пеших групп и колонн. Регулируемые и нерегулируемые перекрестки. Средства регулирования движения. Знаки. ПДД для пассажиров – виды общественного транспорта, посадочные площадки и дорожные знаки, правила поведения в салоне транспорта, перевоз грузов. Взаимовежливые отношения пассажиров и водителя. ПДД для велосипедистов – дорожные знаки, техническое состояние велосипеда, движение групп велосипедистов. Разметка проезжей части дороги. Остановка и стоянка транспортных средств. Влияние погодных условий на движение транспортных средств. Тормозной и остановочный пути. Дорожные знаки и их группы: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно - указательные, сервиса, приоритета, дополнительной информации. Значение отдельных дорожных знаков. Практика. Решение задач, карточек по ПДД. Проведение школьного конкурса «Памятка пешеходу». Экскурсия «Правила перехода через перекресток». Акция «День памяти жертв ДТП» Раздел V. Основы оказания первой медицинской доврачебной помощи (2 часа). Теория. Аптечка авто и ее содержание. Информация свидетеля при ДТП. Подручные средства и лекарственные растения. Основы оказания доврачебной помощи. Первая помощь при ДТП. Раны, их виды. (Выполнение практического задания по оказанию первой доврачебной помощи при ДТП). Правила наложения жгута. Правила наложения шины. Правила переноски пострадавших. Практика. Встречи с медицинским работником по практическим вопросам. Наложение различных видов повязок. Оказание первой помощи при кровотечении. Транспортировка пострадавшего. Ответы на вопросы билетов и выполнение практического задания. Раздел VI. Фигурное вождение велосипеда (3 часа). Теория. Устройство и техническое обслуживание велосипеда. Снаряжение велосипеда. Экипировка. Правила движения велосипедистов. Перевозка людей и груза на велосипеде Правила проезда велосипедистами пешеходного перехода. Движение групп велосипедистов. Велосипедист в дорожном движении. Практика. Прохождение отдельных препятствий на велосипеде. Фигурное вождение велосипеда в целом. Подготовка к конкурсу «Безопасное колесо». Раздел VII. Традиционно-массовые мероприятия Практика. Подготовка и проведение игры «Эстафета зеленого огонька» в начальных классах. Проведение игры-соревнования «Шоссе светофорных наук». Подготовка и проведение игр по ПДД в классах. Подготовка и проведение соревнования «Безопасное колесо» в школе. Выступление в классах по пропаганде ПДД. Конкурс плакатов по Безопасности дорожного движения. Подготовка и участие в конкурсе агитбригад по ПДД. Подготовка и участие в районном конкурсе «Безопасное колесо» Планируемые образовательные результаты Личностными результатами изучения курса является ормирование следующих умений: оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил дорожного движения; объяснять своѐ отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей; в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать выбор, как поступить; осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих. Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий: Регулятивные УУД: определять цель деятельности; учиться обнаруживать и формулировать проблемы; устанавливать причинно-следственные связи; вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности; навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера; Познавательные УУД: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности; Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учѐтом речевой ситуации; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы Организационно-педагогические условия Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год №п/п Основные характеристики образовательного процесса 1 Количество учебных недель 34 2 Количество учебных дней 17 3 Количество часов в неделю 0,5 4 Количество часов 17 5 Недель в 1 полугодии 16 6 7 8 Недель во 2 полугодии Начало занятий Каникулы 9 10 Выходные дни Окончание учебного года 18 4 сентября 28 октября-6 ноября 30 декабря-8 января 23 марта-31 марта 28 мая Материально-технические условия реализации дополнительной общеобразовательной программы Занятия по правилам дорожного движения с обучащимися проводятся в специально оборудованном кабинете ОБЖ, на учебном перекрестке внутри школы или физкультурном зале с использованием учебно-наглядных пособий, оборудования и детских транспортных средств. Также занятия проводятся на улице, перекрестке с показом движения транспортных средств и пешеходов. В процессе работы демонстрируются видеофильмы, проводятся экскурсии, организуются викторины, игры, соревнования по безопасности движения велосипедистов и т.п., которые будут способствовать воспитанию у обучащихся сознательного поведения на улицах и дорогах, неукоснительного выполнения Правил дорожного движения. Кадровое обеспечение программы: Программу реализует педагог дополнительного образования. Формы контроля и оценочные материалы: результативность освоения программы, отражающая достижения цели и задач программы (опрос, беседа, наблюдение, тест, самостоятельная работа, организация мероприятия, прохождение препятствий, контрольная, зачет, творческая работа, выставка, конкурс, фестиваль, брейн-ринг, тестовые задания, билеты и др.) Формы и содержание итоговой аттестации Подведение итогов осуществляется путем конкурсных встреч, проводимых по специальному плану на основе положения о смотре «Безопасное колесо», Критериями выполнения программы служат: активность участия детей в пропаганде, в конкурсах, мероприятиях данной направленности, проявление творчества, самостоятельности. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: аналитическая справка, выставка, конкурс, научно-практическая конференция, олимпиада, открытое занятие, отчет итоговый, слет, соревнование, фестиваль. Оценочные материалы пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов Перечень информационно-методических материалов, литературы 1. Дмитрук В.П. Правила дорожного движения дляшкольников. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 160 с. 2. Извекова Н.А . Правила дорожного движения для детей. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 6 с. 3. Кузьмина Т.А. Шумилова В.В. Профилактика детского дорожнотранспортноготравматизма. Система работы в образовательном учреждении– Волгоград. «Учитель» -2006. 4. CD- диск «Правила дорожного движения для школьников». Теория и практикаповедения на дороге. Тесты. 5. CD- диск «Школа Смешариков». Игра на диске по правилам дорожного 6. Методические рекомендации: формирование у детей и подростков навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. Для педагогов учреждений дополнительного образования. Москва, 2007. 7. Методические рекомендации: формирование у детей и подростков навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. Для педагогов общеобразовательных учреждений. Москва, 2007. 8. Методическое пособие. «Профилактика детского дорожнотранспортноготравматизма». Москва «Третий Рим», 2007. 9. ЮИД – это серьёзно! Руководителям отрядов ЮИД. Методическое пособие.Составители: Л. П. Оривенко, Г. Л. Зубкова. 10. Тесты по ПДД для учащихся старших классов. Москва «Центр Пропаганды», 2007. Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети интернет www.scientific.ru www.phys.msu.ru www.edios.ru