Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Сызгинская основная общеобразовательная школа» «Согласовано» Зам.директора по УР ______________________ «___»______20__ год «Утверждаю» Директор ОУ ________________ «___»____20__ год Рабочая программа Предметная область: родной язык и литературное чтение на родном языке Наименование учебного предмета (курса): родной (татарский) язык (ЗПР вариант 7.2) Класс: 2-4 Уровень общего образования: начальное общее образование Срок реализации программы, учебный год: 3 года, 2020 – 2023 г. Количество часов по учебному плану: 102 часа 2 класс: 1 час в неделю (34 часа в год) 3 класс: 1 час в неделю (34 часа в год) 4 класс: 1 час в неделю (34 часа в год) Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом НОО ОВЗ, с учётом АООП НОО (вариант 7.2), с учётом МКОУ «Сызгинская ООШ», авторской программы по родному (татарскому) языку, предметная линия учебников под редакцией Р.З. Хайдаровой, Н.Г. Галиевой, З.И. Замалетдиновой. Бадртдинова Роза Мухлисовна учитель татарского языка, биологии и химии первая квалификационная категория Галимзянова Илюза Миниахматовна, учитель татарского языка и музыки, первая квалификационная категория Сызги 2020 г. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родной (татарский) язык»: Данная адаптированная рабочая программа для 2-4 классов составлена на основе примерной программы, программа конкретизирует содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения родного языка, которые определены стандартом, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутри предметных связей. Эффективность обучения детей с (ЗПР вариантом 7.2) в классах выравнивания обеспечена адекватными условиями: коррекционными приёмами, методами обучения и воспитания. 1) воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа, формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; 2) обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета; 3) формирование первоначальных научных знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение основных единиц и грамматических категорий родного языка, формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной родной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; 4) овладение первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формирование базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач; 5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Содержание учебного предмета «Родной (татарский) язык» 2-4 классы Давайте познакомимся! Знакомство с одноклассниками, учителем, персонажами детских произведений: имя, возраст. Приветствие, прощание (с использованием типичных фраз и татарского речевого этикета). Моя школа и мой класс. Учебные предметы, школьные принадлежности. Учебные занятия, отметки, домашние задания. Школьная библиотека. Я и моя семья. Члены семьи, их имена, профессии, возраст, внешность, черты характера, увлечения/хобби. Помощь родителям. Как я помогаю родителям? Совместный домашний труд. Оценка своей деятельности. Мой день. Распорядок дня. Гигиена. Здоровье. Покупки. В магазине продуктов, одежды, посуды. На рынке. В столовой. В школьной столовой. Любимая еда. Мы накрываем стол. Я и мои друзья. Имя, возраст, внешность, характер, увлечения. Совместные занятия. Письмо другу. Праздники. День рождения, Новый год, 8 Марта, День мам. Национальные традиции татарского и русского народов. Подарки. Поздравления. Спорт и спортивные игры. Летние, зимние виды спорта. Спортивные кружки. Моя Республика. Общие сведения: название, символика, национальности, столица, города. Транспорт. Достопримечательности. Природа родного края. Времена года. Погода. Экология. Дикие и домашние животные, птицы. Любимое домашнее животное. Поездки и путешествия. Летний отдых. Отдых зимой. Отдых на море. Отдых в деревне. Выдающиеся представители татарского народа. Детские писатели и поэты. Детский фольклор (рифмовки, считалки, скороговорки, загадки, сказки). Лингвистические знания и навыки Графика, каллиграфия, орфография. Татарский алфавит. Звуко-буквенные соответствия. Знаки транскрипции. Основные правила чтения и орфографии. Написание слов лексического минимума, соответствующих произношению и не соответствующих произношению. Перенос слов. Заглавная буква в начале предложения и именах собственных. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки). Фонетическая сторона речи. Звуки и звукосочетания татарского языка. Закон сингармонизма. Слова с твердыми и мягкими гласными, а также слова, не подчиняющиеся закону сингармонизма; слова активного словаря с гласными ә, ү, ө, ы, э, о; сложные слова (көньяк, төньяк, кулъяулык); слова со специфичными согласными звуками [къ], [гъ], [w], [җ], [ң], [һ], [ч] [‘] (гамза), слова с двойными согласными (аккош, китте). Произношение слов с я, ю, е: ярата [йа°рата], яши [йәши], юл [йул], юкә[йүкә], ел [йыл], егет [йэгэт]. Чередование согласных звуков (к//г, п//б). Нормы произношения: долгота и краткость гласных, оглушение звонких согласных в конце слога или слова. Ударение в слове, фразе. Особенности словесного ударения в вопросительных и отрицательных местоимениях, в глаголах отрицательной формы и в глаголах повелительного наклонения. Ритмикоинтонационные особенности повествовательного, побудительного и вопросительного предложений. Интонация перечисления. Интонация приветствия, прощания, обращения, поздравления, извинения, просьбы, приказа. Лексическая сторона речи. Лексические единицы, обслуживающие ситуации общения в пределах тематики начальных классов образовательной организации для двустороннего (рецептивного и продуктивного) усвоения; простейшие устойчивые словосочетания, оценочная лексика и речевые клише как элементы речевого этикета, отражающие культуру татарского народа. Слова — названия предметов, их признаков, действий предметов. Общие слова для татарского и русского языков. Интернациональные слова (например, компьютер, фильм). Начальное представление о словообразовании: парные (савыт-саба), сложные (ташбака) и составные (салаваткүпере) слова. Грамматическая сторона речи. Имена существительные. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Изменение существительных по принадлежости. Собственные имена существительные. Имена прилагательные в положительной, сравнительной и превосходной степенях. Местоимения личные, вопросительные, указательные (бу, теге, менә). Количественные числительные до 100, порядковые числительные до 100. Изменение глаголов настоящего, прошедшего определенного и неопределенного времени по лицам и числам. Неопределенная форма глагола с модальными словами кирәк (кирәктүгел), ярый (ярамый). Наречия времени (бүген, иртәгә, кичә, иртән). Наречие места (монда). Наиболее употребительные послелоги: белән, турында, өчен, кебек, соң, аша. Послелоги с существительными и местоимениями. Послеложные слова (өстендә, янында). Частицы (-мы/-ме, түгел, әле). Основные коммуникативные типы предложений: повествовательное, вопросительное, побудительное. Особенности порядка слов в татарском предложении. Простые распространенные предложения. Предложения с однородными членами. Предложения с союзами һәм, ә, ләкин, чөнки. Текст и отдельные предложения в теме. Названия коротких текстов. Диалоги. Тематическое планирование по «Родному (татарскому) языку» во 2 классе, авторы: Р.З.Хайдарова, Н.Г.Галиева (1 час в неделю, 34 часа в год) № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Тема урока Давайте познакомимся. Давайте поиграем Я живу в России. Где ты живешь? Азбука. Буквы [ а], [ ә]. Наши лесные друзья Буквы [ о,], [ ө], Буквы [ н], [ң], [ и] [ ы] Буквы [ у], [ ү]. Гласные Буквы [ т], [ л], [ к]. Согласные Моя школа и мой класс. Буквы [ м], [с]. Мы на уроке. Буква [ р] Домашние животные и птицы. Буква [ в] Буквы [ г], [ д] Буквы [ з], [ б], [ п] Буквы [ э], [ й], [ е] В огороде. Буквы [ ж], [ җ] Буквы [ ш], [ щ] Проверочная работа «Проверь себя!» Буквы [ ч] Зима.Буква[ х], [ h], Буквы [ ф], [ ц] Буквы [ я], [ ю] Буквы [ ь], [ ъ]. Согласные звуки Будь здоров Я и моя семья. 8 марта праздник мам.Татарские национальные блюда. В гостях. Поздравляем с днем рождения. Проверочная работа «Проверь себя» В магазине Посуда Одежда В городе Кто куда идет. Лето. Сабантуй – веселый праздник. Итоговая проверочная работа «Проверь себя!» Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Итого: 34 Тематическое планирование по «Родному (татарскому) языку» в 3 классе, автор З.И. Замалетдинова (1 час в неделю, 34 часа в год) № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Тема урока Звуки и буквы. Слоги. Татарские буквы и их произношение. Слоги. Перенос слов. Ъ и ь знаки в словах. Анализ звуков и букв в словах Согласные звуки Лексика. Богатство слов. Синонимы. Антонимы. Омонимы Словесные лексические единицы Построение слов. Суффиксы Проверочная работа «Проверь себя!» Окончание суффиксов Значение суффиксов в предложениях Понятие о группе слов. Значение имени Падежи Ударения в словах Глаголы. Роль глаголов в языке Повествовательное предложение, изъяснительное наклонение Будущее, настоящее, прошедшее время. Проверочная работа «Проверь себя!» Имя прилагательное (сыйфат). Степени имен прилагательных Имена прилагательные в предложении. Местоимение. Формы местоимений Вопросительные местоимения Местоимения в разговорной речи. Автобиография Части речи Правописание частей речи Ударение в частях речи Проверочная работа «Проверь себя». Послелоги. Предложения. Связь слов в предложениях Повествовательные, вопросительные, восклицательные предложения Связь слов между простыми предложениями в составе сложного. Текст. Текст и отдельные предложения в теме Типы текстов Развитие речи на тему «Любимая передача» Итоговая проверочная работа «Проверь себя!» Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Итого: 34 Тематическое планирование по «Родному (татарскому) языку» в 4 классе, автор З.И. Замалетдинова (1 час в неделю, 34 часа в год) № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Тема урока Праздник знаний! Частицы. Гласные и согласные звуки Буква [ң] в татарском языке Числительные Работа над текстом: «Эш урыны» (Рабочее место) Словосочетания. Проверочная работа. Диктант «Алсу» Работа над текстом: «Сабыйга» (Младенцу) Габдулла Тукай Работа над текстом: «Природа родного края». Прошедшее время глагола. Приметы времен года Г. Гараева Отвечаем на вопросы: Кто? Когда? Кого? Чего? Что? Работа над текстом: «Лекарственные растения» В. Монасыйпов и над рисунками: «Животные» Работа над текстом: «Птицы» Б.Бари Работа над текстом: «Синица и Аниса» («Песнэк белэн Анисэ») Г. Лотфи. Проверочная работа «Проверь себя!» Будущее, настоящее, прошедшее время. Работа над текстом: «Чирик» Ж. Тарземанов Аффиксы. Множественное число. Работа над переводом предложений: «Чирик» (продолжение) Ж. Тарземанов Работа над загадками и рисунками о животных Работа над текстом «Тиен» (Белка) Прошедшее неопределенное время глагола Признаки предметов, выражение превосходства Работа над текстом: «Яшел энале керпе»( Ёжик с зелеными иголками) Проверочная работа «Проверь себя!». Превосходная степень прилагательных Работа над текстами: «Кышкы уен» (Зимние игры) Г. Бакир, «Яна ел килгэч» Новый год пришел) Б. Рахмат Прошедшее неопределенное время глагола А. Алиш «Куян кызы» (Дочь зайца) Диалог Отвечаем на вопросы: Где? Когда? Откуда? Названия коротких текстов Повторение и обобщение по курсу 4 класса Итоговая проверочная работа «Проверь себя!» Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Итого: 34