Родной (татарский) язык 4 класс

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Сызгинская основная общеобразовательная школа»

«Согласовано»
Зам.директора по УР
______________________
«___»______20__ год

«Утверждаю»
Директор ОУ
________________
«___»____20__ год

Рабочая программа
Предметная область: родной язык и литературное чтение на родном языке
Наименование учебного предмета (курса): родной (татарский) язык (ЗПР вариант
7.2)
Класс: 2-4
Уровень общего образования: начальное общее образование
Срок реализации программы, учебный год: 3 года, 2020 – 2023 г.
Количество часов по учебному плану: 102 часа
2 класс: 1 час в неделю (34 часа в год)
3 класс: 1 час в неделю (34 часа в год)
4 класс: 1 час в неделю (34 часа в год)
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом
НОО ОВЗ, с учётом АООП НОО (вариант 7.2), с
учётом МКОУ «Сызгинская ООШ», авторской программы по родному (татарскому)
языку, предметная линия учебников под редакцией Р.З. Хайдаровой, Н.Г. Галиевой, З.И.
Замалетдиновой.

Бадртдинова Роза Мухлисовна учитель
татарского языка, биологии и химии
первая квалификационная категория
Галимзянова Илюза Миниахматовна,
учитель татарского языка и музыки,
первая квалификационная категория

Сызги
2020 г.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родной (татарский) язык»:
Данная адаптированная рабочая программа для 2-4 классов составлена на основе
примерной программы, программа конкретизирует содержание стандарта, определяет
общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного
предмета в соответствии с целями изучения родного языка, которые определены
стандартом, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность
изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутри предметных связей.
Эффективность обучения детей с (ЗПР вариантом 7.2) в классах выравнивания
обеспечена адекватными условиями: коррекционными приёмами, методами обучения и
воспитания.
1) воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры,
включение в культурно-языковое поле своего народа, формирование первоначальных
представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России,
о языке как основе национального самосознания;
2) обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся
культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи,
правилами речевого этикета;
3) формирование первоначальных научных знаний о родном языке как системе и как
развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его
функционирования, освоение основных единиц и грамматических категорий родного
языка, формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной родной
речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
4) овладение первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и
условиях общения, формирование базовых навыков выбора адекватных языковых средств
для успешного решения коммуникативных задач;
5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать
знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Содержание учебного предмета «Родной (татарский) язык»
2-4 классы
Давайте познакомимся! Знакомство с одноклассниками, учителем, персонажами детских
произведений: имя, возраст. Приветствие, прощание (с использованием типичных фраз и
татарского речевого этикета).
Моя школа и мой класс. Учебные предметы, школьные принадлежности. Учебные
занятия, отметки, домашние задания. Школьная библиотека.
Я и моя семья. Члены семьи, их имена, профессии, возраст, внешность, черты характера,
увлечения/хобби.
Помощь родителям. Как я помогаю родителям? Совместный домашний труд. Оценка
своей деятельности.
Мой день. Распорядок дня. Гигиена. Здоровье.
Покупки. В магазине продуктов, одежды, посуды. На рынке.
В столовой. В школьной столовой. Любимая еда. Мы накрываем стол.
Я и мои друзья. Имя, возраст, внешность, характер, увлечения. Совместные занятия.
Письмо другу.
Праздники. День рождения, Новый год, 8 Марта, День мам. Национальные традиции
татарского и русского народов. Подарки. Поздравления.
Спорт и спортивные игры. Летние, зимние виды спорта. Спортивные кружки.
Моя Республика. Общие сведения: название, символика, национальности, столица,
города. Транспорт. Достопримечательности.
Природа родного края. Времена года. Погода. Экология.
Дикие и домашние животные, птицы. Любимое домашнее животное.

Поездки и путешествия. Летний отдых. Отдых зимой. Отдых на море. Отдых в деревне.
Выдающиеся представители татарского народа. Детские писатели и поэты. Детский
фольклор (рифмовки, считалки, скороговорки, загадки, сказки).
Лингвистические знания и навыки
Графика, каллиграфия, орфография.
Татарский алфавит. Звуко-буквенные соответствия. Знаки транскрипции. Основные
правила чтения и орфографии. Написание слов лексического минимума, соответствующих
произношению и не соответствующих произношению. Перенос слов. Заглавная буква в
начале предложения и именах собственных. Знаки препинания в конце предложения
(точка, вопросительный и восклицательный знаки).
Фонетическая сторона речи.
Звуки и звукосочетания татарского языка. Закон сингармонизма. Слова с твердыми и
мягкими гласными, а также слова, не подчиняющиеся закону сингармонизма; слова
активного словаря с гласными ә, ү, ө, ы, э, о; сложные слова (көньяк, төньяк,
кулъяулык); слова со специфичными согласными звуками [къ], [гъ], [w], [җ], [ң], [һ], [ч]
[‘] (гамза), слова с двойными согласными (аккош, китте). Произношение слов с я, ю,
е: ярата [йа°рата], яши [йәши], юл [йул], юкә[йүкә], ел [йыл], егет [йэгэт].
Чередование
согласных звуков (к//г, п//б). Нормы произношения: долгота и краткость гласных,
оглушение звонких согласных в конце слога или слова. Ударение в слове, фразе.
Особенности словесного ударения в вопросительных и отрицательных местоимениях, в
глаголах отрицательной формы и в глаголах повелительного наклонения. Ритмикоинтонационные особенности повествовательного, побудительного и вопросительного
предложений. Интонация перечисления. Интонация приветствия, прощания, обращения,
поздравления, извинения, просьбы, приказа.
Лексическая сторона речи.
Лексические единицы, обслуживающие ситуации общения в пределах тематики
начальных классов образовательной организации для двустороннего (рецептивного и
продуктивного) усвоения; простейшие устойчивые словосочетания, оценочная лексика и
речевые клише как элементы речевого этикета, отражающие культуру татарского народа.
Слова — названия предметов, их признаков, действий предметов. Общие слова для
татарского и русского языков. Интернациональные слова (например, компьютер, фильм).
Начальное представление о словообразовании: парные (савыт-саба), сложные
(ташбака) и составные (салаваткүпере) слова.
Грамматическая сторона речи.
Имена существительные. Изменение существительных по числам. Изменение
существительных по падежам. Изменение существительных по принадлежости.
Собственные имена существительные. Имена прилагательные в положительной,
сравнительной и превосходной степенях. Местоимения личные, вопросительные,
указательные (бу, теге, менә). Количественные числительные до 100, порядковые
числительные до 100. Изменение глаголов настоящего, прошедшего определенного и
неопределенного времени по лицам и числам. Неопределенная форма глагола с
модальными словами кирәк (кирәктүгел), ярый (ярамый). Наречия времени (бүген,
иртәгә,
кичә,
иртән). Наречие
места
(монда). Наиболее
употребительные
послелоги: белән, турында, өчен, кебек, соң, аша. Послелоги с существительными и
местоимениями. Послеложные слова (өстендә, янында). Частицы (-мы/-ме, түгел, әле).
Основные коммуникативные типы предложений: повествовательное, вопросительное,
побудительное. Особенности порядка слов в татарском предложении. Простые
распространенные предложения. Предложения с однородными членами. Предложения с
союзами һәм, ә, ләкин, чөнки. Текст и отдельные предложения в теме. Названия коротких
текстов. Диалоги.

Тематическое планирование по «Родному (татарскому) языку» во 2 классе, авторы:
Р.З.Хайдарова, Н.Г.Галиева (1 час в неделю, 34 часа в год)
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Тема урока
Давайте познакомимся. Давайте поиграем
Я живу в России. Где ты живешь?
Азбука. Буквы [ а], [ ә]. Наши лесные друзья
Буквы [ о,], [ ө],
Буквы [ н], [ң], [ и] [ ы]
Буквы [ у], [ ү]. Гласные
Буквы [ т], [ л], [ к]. Согласные
Моя школа и мой класс. Буквы [ м], [с].
Мы на уроке. Буква [ р]
Домашние животные и птицы. Буква [ в]
Буквы [ г], [ д]
Буквы [ з], [ б], [ п]
Буквы [ э], [ й], [ е]
В огороде. Буквы [ ж], [ җ]
Буквы [ ш], [ щ]
Проверочная работа «Проверь себя!»
Буквы [ ч]
Зима.Буква[ х], [ h],
Буквы [ ф], [ ц]
Буквы [ я], [ ю]
Буквы [ ь], [ ъ]. Согласные звуки
Будь здоров
Я и моя семья.
8 марта праздник мам.Татарские национальные блюда.
В гостях. Поздравляем с днем рождения.
Проверочная работа «Проверь себя»
В магазине
Посуда
Одежда
В городе
Кто куда идет.
Лето.
Сабантуй – веселый праздник.
Итоговая проверочная работа «Проверь себя!»

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Итого: 34

Тематическое планирование по «Родному (татарскому) языку» в 3 классе, автор З.И.
Замалетдинова (1 час в неделю, 34 часа в год)

№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Тема урока
Звуки и буквы. Слоги.
Татарские буквы и их произношение. Слоги. Перенос слов.
Ъ и ь знаки в словах. Анализ звуков и букв в словах
Согласные звуки
Лексика.
Богатство слов.
Синонимы. Антонимы. Омонимы
Словесные лексические единицы
Построение слов.
Суффиксы
Проверочная работа «Проверь себя!»
Окончание суффиксов
Значение суффиксов в предложениях
Понятие о группе слов.
Значение имени
Падежи
Ударения в словах
Глаголы. Роль глаголов в языке
Повествовательное предложение, изъяснительное наклонение
Будущее, настоящее, прошедшее время. Проверочная работа «Проверь
себя!»
Имя прилагательное (сыйфат).
Степени имен прилагательных
Имена прилагательные в предложении.
Местоимение. Формы местоимений
Вопросительные местоимения
Местоимения в разговорной речи. Автобиография
Части речи
Правописание частей речи
Ударение в частях речи
Проверочная работа «Проверь себя».
Послелоги.
Предложения. Связь слов в предложениях
Повествовательные, вопросительные, восклицательные предложения
Связь слов между простыми предложениями в составе сложного.
Текст. Текст и отдельные предложения в теме
Типы текстов
Развитие речи на тему «Любимая передача»
Итоговая проверочная работа «Проверь себя!»

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Итого: 34

Тематическое планирование по «Родному (татарскому) языку» в 4 классе, автор З.И.
Замалетдинова (1 час в неделю, 34 часа в год)
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Тема урока
Праздник знаний!
Частицы.
Гласные и согласные звуки
Буква [ң] в татарском языке
Числительные
Работа над текстом: «Эш урыны» (Рабочее место)
Словосочетания.
Проверочная работа. Диктант «Алсу»
Работа над текстом: «Сабыйга» (Младенцу) Габдулла Тукай
Работа над текстом: «Природа родного края».
Прошедшее время глагола. Приметы времен года Г. Гараева
Отвечаем на вопросы: Кто? Когда? Кого? Чего? Что?
Работа над текстом: «Лекарственные растения» В. Монасыйпов и над
рисунками: «Животные»
Работа над текстом: «Птицы» Б.Бари
Работа над текстом: «Синица и Аниса» («Песнэк белэн Анисэ») Г.
Лотфи.
Проверочная работа «Проверь себя!»
Будущее, настоящее, прошедшее время.
Работа над текстом: «Чирик» Ж. Тарземанов
Аффиксы. Множественное число.
Работа над переводом предложений: «Чирик» (продолжение) Ж.
Тарземанов
Работа над загадками и рисунками о животных
Работа над текстом «Тиен» (Белка)
Прошедшее неопределенное время глагола
Признаки предметов, выражение превосходства
Работа над текстом: «Яшел энале керпе»( Ёжик с зелеными иголками)
Проверочная работа «Проверь себя!».
Превосходная степень прилагательных
Работа над текстами: «Кышкы уен» (Зимние игры) Г. Бакир, «Яна ел
килгэч» Новый год пришел) Б. Рахмат
Прошедшее неопределенное время глагола А. Алиш «Куян кызы»
(Дочь зайца)
Диалог
Отвечаем на вопросы: Где? Когда? Откуда?
Названия коротких текстов
Повторение и обобщение по курсу 4 класса
Итоговая проверочная работа «Проверь себя!»

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Итого: 34


Наверх

Сабирова Неля Альфитовна

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».