Учебный план НОО (1 класс) 2022-2023

Пояснительная записка к учебному плану основной общеобразовательной
программы начального общего образования
на 2022 - 2023 учебный год
Учебный план фиксирует общий объём нагрузки, максимальный объём аудиторной
нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей,
распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план МКОУ «Сызгинская ООШ» составлен на основе документов,
определяющих содержание общего образования:
 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.
№ 273-ФЗ;
 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом
Минобрнауки РФ от 28 августа 2020 г. № 442;
 Приказа Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 г. № 373 «Об
утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования» с изменениями от
26.11.2010 г. № 1241, 22.09.2011 г. № 2357, 18.12.2012 № 1060, 29.12.2014 г., №
1643, 18.05.2015 г., № 507, 31.12.2015 г. № 1576;
 Примерная основная образовательная программа начального общего образования
(одобрена Федеральным учебно-методическим объединением по общему
образованию, Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрирован 18.12.2020
№ 61573);
 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 30.06.2020 № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических
правил СП 3.1/2.4 3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и
других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях
распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (Зарегистрирован
03.07.2020 № 58824);
 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 02.12.2020 № 39 «О внесении изменения в постановление Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 № 16
«Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20
«Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации работы образовательных организаций и других объектов социальной
инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой
коронавирусной инфекции (COVID-19)» (Зарегистрирован 07.12.2020 № 61292);
 Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования,
утвержденного приказом Министерством образования и науки Российской
Федерации от 31 марта 2014 г. № 253, с изменениями;
 Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
2

осуществляющими образовательную деятельность, утвержденного приказом
Министерства Просвещения России от 20 мая 2020 г. № 254;
 Приказа Министерства образования и науки РФ от 09.06.2016 г. № 699 «Об
утверждении и перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий,
которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования»;
 Письма Министерства российской Федерации от 20.04.01 № 408/ 13-13 «О
рекомендациях по организации обучения первоклассников в адаптационный
период»;
 Письма Минобрнауки России от 06.05.2013 № 08-535 «О формировании культуры
работы со словарями в системе общего образования Российской Федерации
(методические рекомендации)»;
 Письма Минобрнауки России от 20.05.2013 № 08-585 «О формировании
антикоррупционного мировоззрения учащихся (методические рекомендации)»;
 Письма Департамента государственной политики в сфере общего образования
Минобрнауки России от 25.05.2015 № 08-761 «Об изучении предметных областей:
«Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовнонравственной культуры народов России»;
 Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду
и обороне» (Постановление Правительства Российской Федерации от 11.06.2014 №
540).
 Устава МКОУ «Сызгинская ООШ»;
 Приказа МКОУ «Сызгинская ООШ» № 54/1 от 31.08.2021 г. «Об утверждении
перечня учебников, используемых в образовательной деятельности в 2022 – 2023
учебном году в МКОУ «Сызгинская ООШ»;
 Положения о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся, утверждённого приказом № 49 от
14.07.2021 г.;
 Календарного учебного графика, утверждённого приказом МКОУ «Сызгинская
ООШ» № 54/6 от 31.08.2022 г.
Учебный план разработан с учётом результатов анкетирования обучающихся и их
родителей в мае 2022 года.
Учебный план обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта,
определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки
обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей по классам (годам
обучения).
Содержание образования на уровне начального общего образования реализуется
преимущественно за счёт введения учебных курсов, обеспечивающих целостное
восприятие мира, системно-деятельностный подход и индивидуализацию обучения.
На уровне начального общего образования количество учебных занятий за 4 учебных
года не может составлять менее 2904 часов и более 3345 часов.
Обязательная часть основной образовательной программы начального общего
образования составляет 80%, а часть, формируемая участниками образовательных
отношений – 20% от общего объема основной образовательной программы начального
общего образования.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного начального образования:
 формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
 готовность обучающихся к продолжению основного общего образования, их
приобщение к информационным технологиям;
3

 формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях;
 личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
Учебный план определяет:
 структуру обязательных предметных областей Русский язык и литературное
чтение, Родной язык и литературное чтение на родном языке, Иностранный язык,
Математика и информатика, Обществознание и естествознание (Окружающий
мир), Основы религиозных культур и светской этики, Искусство, Технология,
Физическая культура;
 учебное время, отводимое на изучение предметов по классам (годам) обучения;
 общий объём нагрузки и максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся.
Целевая направленность учебного плана способствует:
 становлению основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
 формированию основ умения учиться и способности к организации своей
деятельности – умению принимать, сохранять цели и следовать им в учебной
деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку,
взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебной деятельности;
 духовно-нравственному
развитию
и
воспитанию
обучающихся,
предусматривающему принятие ими моральных норм, нравственных установок,
национальных ценностей;
 укреплению физического и духовного здоровья обучающихся.
Обязательная часть Учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей, которые реализуются в МКОУ «Сызгинская ООШ» в
рамках основной образовательной программы начального общего образования.
Учебный план обеспечивает преподавание и изучение государственного языка
Российской Федерации, возможность преподавания родного языка из числа языков
народов Российской Федерации, а также устанавливает количество занятий, отводимых на
их изучение, по классам (годам) обучения.
Обязательные предметные области и основные задачи реализации содержания
предметных областей приведены в таблице:
№ Предметные области
Основные задачи реализации содержания
1 Русский
язык
и Формирование первоначальных представлений о русском
литературное чтение
языке как государственном языке Российской Федерации,
как средстве общения людей разных национальностей в
России и за рубежом. Развитие диалогической и
монологической
устной
и
письменной
речи,
коммуникативных умений, нравственных и эстетических
чувств, способностей к творческой деятельности.
2 Родной
язык
и Формирование первоначальных представлений о единстве и
литературное чтение многообразии языкового и культурного пространства
на родном языке
России, о языке как основе национального самосознания.
Развитие диалогической и монологической устной и
письменной речи на родном языке, коммуникативных
умений, нравственных и эстетических чувств, способностей
к творческой деятельности на родном языке.
3 Иностранный язык
Формирование дружелюбного отношения и толерантности к
носителям другого языка на основе знакомства с жизнью
своих сверстников в других странах, с детским фольклором
и доступными образцами детской художественной
литературы, формирование начальных навыков общения в
устной и письменной форме с носителями иностранного
языка, коммуникативных умений, нравственных и
4

4

Математика
информатика

и

5

Обществознание
и
естествознание
(Окружающий мир)

6

Основы религиозных
культур и светской
этики

7

Искусство

8

Технология

9

Физическая культура

эстетических
чувств,
способностей
к
творческой
деятельности на иностранном языке.
Развитие
математической
речи,
логического
и
алгоритмического мышления, воображения, обеспечение
первоначальных
представлений
о
компьютерной
грамотности
Формирование уважительного отношения к семье,
населенному пункту, региону, России, истории, культуре,
природе нашей страны, ее современной жизни. Осознание
ценности, целостности и многообразия окружающего мира,
своего места в нем. Формирование модели безопасного
поведения в условиях повседневной жизни и в различных
опасных и чрезвычайных ситуациях. Формирование
психологической культуры и компетенции для обеспечения
эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Воспитание
способности
к
духовному
развитию,
нравственному самосовершенствованию. Формирование
первоначальных представлений о светской этике, об
отечественных традиционных религиях, их роли в культуре,
истории и современности России
Развитие способностей к художественно-образному,
эмоционально-ценностному восприятию произведений
изобразительного и музыкального искусства, выражению в
творческих работах своего отношения к окружающему мир
Формирование опыта как основы обучения и познания,
осуществление поисково-аналитической деятельности для
практического решения прикладных задач с использованием
знаний, полученных при изучении других учебных
предметов,
формирование
первоначального
опыта
практической преобразовательной деятельности
Укрепление
здоровья,
содействие
гармоничному
физическому, нравственному и социальному развитию,
успешному обучению, формирование первоначальных
умений саморегуляции средствами физической культуры.
Формирование установки на сохранение и укрепление
здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни.

В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся часть учебного
плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает:
 учебные занятия для углубленного изучения отдельных обязательных учебных
предметов;
 учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе
этнокультурные.
Общая характеристика учебного плана.
Цель: формирование общей культуры личности обучающихся и воспитанников на
основе освоения основных общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в
обществе, создание основы для осознанного выбора будущей профессии и последующего
освоения основных профессиональных образовательных программ, воспитание
гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к
окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни. Достижение
обучающимися
образовательного
уровня,
соответствующего
Федеральным
государственным общеобразовательным стандартам.
5

Задачами начального общего образования являются воспитание и развитие
обучающихся, овладение ими чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной
деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками
самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа
жизни.
Начальное общее образование является базой для получения основного общего
образования.
Организация образовательной деятельности.
Организация учебной деятельности в начальных классах является фундаментом
образовательной системы школы. Успешность реализации целей и задач обучения во
многом зависит от того, насколько учителя начальных классов смогут оказать
профессионально компетентную помощь младшим школьникам в:
 формировании у них основных компонентов учебной деятельности с учетом
индивидуальных особенностей учащихся;
 овладении элементарными умениями и навыками неконфликтного, диалогового
стиля общения и отношений, освоении азов рефлексии и творчества;
 развитии способности совершать выбор в учебных и других жизненных ситуациях.
Для организации взаимодействия педагоги на уровне начального общего образования
применяют следующие технологии, приемы и методы:
 методы диалога
 приемы актуализации личного опыта учащихся
 приемы создания выбора
 игровые методы
 методы диагностики и самодиагностики
 технологию развития критического мышления
 метод развивающего обучения и др.
Для облегчения процесса адаптации детей к требованиям школьного обучения в 1
классе учебная нагрузка увеличивается постепенно: в сентябре - октябре проводится
ежедневно по три урока. Остальное время заполняется целевыми прогулками,
экскурсиями, физкультурными занятиями, развивающими играми. Со второй четверти
ежедневно проводится 4 урока.
Уроки, требующие большого умственного напряжения: русский язык, математика
проводятся первыми или вторыми.
Уроки по искусству, окружающему миру, технологии - третьими. А уроки с
преобладанием двигательного компонента (физическая культура) - последними.
После третьего урока обязательно проводится динамическая пауза (прогулки на свежем
воздухе или подвижные игры в помещении).

Формы организации образовательной деятельности:
индивидуальная
домашняя работа
групповая
круглый стол
работа в парах
соревнование
фронтальная и т.п.
диспут
урок консультация
путешествие
экскурсия
защита проекта
Текущий контроль успеваемости обучающихся
Текущий контроль успеваемости обучающихся – систематическая проверка
образовательных (учебных) достижений обучающихся, проводимая педагогом в ходе
осуществления образовательной деятельности в соответствии с образовательной
6

программой и направленная на выстраивание максимально эффективного
образовательного процесса в целях достижения планируемых результатов освоения
основных
общеобразовательных
программ,
предусмотренных
федеральными
государственными образовательными стандартами соответствующего уровня общего
образования.
Текущий контроль успеваемости обучающихся осуществляется в целях:
 определения степени освоения обучающимися основной образовательной
программы соответствующего уровня общего образования в течение учебного года
по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) учебного плана
образовательной программы;
 коррекции рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) в
зависимости от анализа качества, темпа и особенностей освоения изученного
материала;
 предупреждения неуспеваемости.
Текущий контроль успеваемости проводится для всех обучающихся школы, за
исключением лиц, осваивающих основную образовательную программу в форме
самообразования или семейного образования либо обучающихся по не имеющей
государственной аккредитации образовательной программе, зачисленных в школу для
прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации, а также
обучающихся заочной формы обучения.
Текущий контроль успеваемости обучающихся осуществляется педагогическим
работником, реализующим соответствующую часть образовательной программы,
самостоятельно. Текущий контроль успеваемости осуществляется поурочно и (или) по
темам в соответствии с тематическим планированием рабочей программы учебного
предмета, курса, дисциплины (модуля) с учетом требований федерального
государственного образовательного стандарта соответствующего уровня общего
образования, индивидуальных особенностей обучающихся класса, содержанием
образовательной программы, используемых образовательных технологий в формах:
 письменной работы (тест, диктант, изложение, сочинение, реферат, эссе,
контрольные, проверочные, самостоятельные, лабораторные и практические
работы);
 устного ответа, в том числе в форме опроса, защиты проекта, реферата или
творческой работы, работы на семинаре, коллоквиуме, практикуме;
 диагностики
образовательных
достижений
обучающихся
(стартовой,
промежуточной, итоговой);
 иных формах, предусмотренных учебным планом (индивидуальным учебным
планом).
Текущий контроль успеваемости обучающихся первого класса в течение учебного года
осуществляется без балльного оценивания занятий обучающихся и домашних заданий.
Основной формой текущего контроля успеваемости
является мониторинг
образовательных достижений обучающихся на выявление индивидуальной динамики от
начала учебного года к его концу с учетом личностных особенностей и индивидуальных
достижений обучающегося за текущий и предыдущие периоды. Результаты и динамика
образовательных достижений каждого обучающегося фиксируются педагогическим
работником в листе индивидуальных достижений по учебному предмету.
Текущий контроль успеваемости во втором и последующих классах осуществляется по
пятибалльной системе оценивания. Для письменных работ, результат прохождения
которых фиксируется в баллах или иных значениях, разрабатывается шкала перерасчета
полученного результата в отметку по пятибалльной шкале. Шкала перерасчета
разрабатывается с учетом уровня сложности заданий, времени выполнения работы и иных
характеристик письменной работы.
Отметки по установленным формам текущего контроля успеваемости обучающихся
фиксируются педагогическим работником в электронном журнале успеваемости и
7

дневнике обучающегося в сроки и порядке, предусмотренные локальным нормативным
актом школы.
За сочинение, изложение и диктант с грамматическим заданием в журнал успеваемости
выставляются две отметки в одну клеточку: одна за содержание другая за грамматическое
задание или за грамотность.
Также двойная отметка может быть выставлена за любой вид текущего контроля.
Причём, вторая отметка ставится в том случае, если обучающийся повторно написал
письменную работу по причине неудовлетворительной оценки, полученной в первый раз.
Текущий контроль успеваемости по итогам четверти осуществляется педагогическим
работником, реализующим соответствующую часть образовательной программы,
самостоятельно в форме письменной работы (тест, диктант, изложение, сочинение, эссе,
комплексная или итоговая контрольная работа). Педагогический работник, проводящий
текущий контроль успеваемости, обеспечивает повторное написание письменной работы
обучающимся, отсутствовавшим ранее по уважительной причине. В целях создания
условий, отвечающих физиологическим особенностям учащихся, не допускается
проведение текущего контроля успеваемости:
 в первый учебный день после каникул для всех обучающихся школы;
 в первый учебный день после длительного пропуска занятий для обучающихся, не
посещавших занятия по уважительной причине.
Не допускается проведение более:
 одной контрольной (проверочной) работы в день в начальной школе;
 двух контрольных (проверочных) работ в день в средней и старшей школе.
Текущий контроль успеваемости обучающихся, нуждающихся в длительном лечении,
для которых организовано освоение основных общеобразовательных программ на дому,
осуществляют педагогические работники школы. Отметки по установленным формам
текущего контроля успеваемости обучающихся фиксируются в индивидуальном журнале.
Текущий контроль успеваемости обучающихся, нуждающихся в длительном лечении,
для которых организовано освоение основных общеобразовательных программ в
медицинской организации, осуществляется данной организацией. Результаты
успеваемости подтверждаются справкой об обучении в медицинской организации и
учитываются в порядке, предусмотренном локальным нормативным актом школы.
Текущий контроль успеваемости в рамках внеурочной деятельности определятся ее
моделью, формой организации занятий и особенностями выбранного направления
внеурочной деятельности. Оценивание планируемых результатов внеурочной
деятельности обучающихся осуществляется в порядке и на условиях, установленных
локальным нормативным актом школы.
Отметки за четверть по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) и
иным видам учебной деятельности, предусмотренных учебным планом, определяются как
среднее арифметическое текущего контроля успеваемости, включая четвертную
письменную работу, и выставляются всем обучающимся школы в журнал успеваемости
целыми числами в соответствии с правилами математического округления.
Обучающимся, пропустившим по уважительной причине, подтвержденной
соответствующими документами, более 50 процентов учебного времени, отметка за
четверть не выставляется, обучающемуся в таком случае ставится н/а, или выставляется
на основе результатов письменной работы или устного ответа педагогическому работнику
в формах, предусмотренных для текущего контроля успеваемости, по пропущенному
материалу, а также результатов четвертной письменной работы.
Промежуточная аттестация обучающихся
Промежуточная аттестация – установление уровня освоения основной образовательной
программы общего образования соответствующего уровня, в том числе отдельной части
или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной
программы.
Промежуточная аттестация обучающихся осуществляется в целях:
8

 объективного установления фактического уровня освоения образовательной
программы и достижения результатов освоения основной образовательной
программы;
 соотнесения результатов освоения образовательной программы с требованиями
федеральных государственных образовательных стандартов соответствующего
уровня общего образования;
 оценки достижений конкретного обучающегося, позволяющей выявить пробелы в
освоении им образовательной программы и учитывать индивидуальные
потребности обучающегося в образовании;
 оценки динамики индивидуальных образовательных достижений.
Промежуточная аттестация проводится для всех обучающихся школы со второго
класса. Промежуточная аттестация обязательна для обучающихся всех форм обучения, в
том числе обучающихся по индивидуальному учебному плану и при ускоренном
обучении. Сроки проведения промежуточной аттестации определяются основной
образовательной программой общего образования соответствующего уровня
(индивидуальным учебным планом).
Промежуточная аттестация проводится по итогам учебного года по каждому учебному
предмету, курсу, дисциплине (модулю) и иным видам учебной деятельности,
предусмотренным учебным планом.
Промежуточная аттестация обучающихся осуществляется педагогическим работником,
реализующим соответствующую часть образовательной программы, самостоятельно в
форме годовой письменной работы (тест, диктант, изложение, сочинение, комплексная
или контрольная работа, проект и т.д.) и годовой отметки по учебным предметам,
курсам, дисциплинам (модулям) и иным видам учебной деятельности, предусмотренным
учебным планом.
Промежуточная аттестация обучающихся осуществляется по пятибалльной системе
оценивания. Для письменных работ, результат прохождения которых фиксируется в
баллах или иных значениях, разрабатывается шкала перерасчета полученного результата в
отметку по пятибалльной шкале. Шкала перерасчета разрабатывается с учетом уровня
сложности заданий, времени выполнения работы и иных характеристик письменной
работы.
Отметки за годовую письменную работу обучающихся фиксируются педагогическим
работником в электронном журнале успеваемости и дневнике обучающегося в сроки и
порядке, предусмотренном локальным нормативным актом школы. За сочинение,
изложение и диктант с грамматическим заданием в журнал успеваемости
выставляются две отметки в одну клеточку: одна за содержание другая за
грамматическое задание или за грамотность.
Педагогический
работник, осуществляющий
промежуточную
успеваемость,
обеспечивает повторное написание письменной работы обучающимся, отсутствовавшими
ранее по уважительной причине. В целях создания условий, отвечающих
физиологическим особенностям обучающихся при промежуточной аттестации по
учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) и иным видам учебной
деятельности, предусмотренным учебным планом, не допускается проведение более:
 одной письменной работы в день в начальной школе;
 двух письменных работ в день в средней и старшей школе.
Промежуточную аттестацию обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, для
которых организовано освоение основных общеобразовательных программ на дому,
осуществляют педагогические работники школы. Отметки по установленным формам
промежуточной аттестации обучающихся фиксируются в электронном журнале.
Промежуточная аттестация обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, для
которых организовано освоение основных общеобразовательных программ в
медицинской организации, осуществляется данной организацией. Результаты
9

успеваемости подтверждаются справкой об обучении в медицинской организации и
учитываются в порядке, предусмотренном локальным нормативным актом школы.
Промежуточная аттестация в рамках внеурочной деятельности определятся ее
моделью, формой организации занятий и особенностями выбранного направления
внеурочной деятельности.
Оценивание планируемых результатов внеурочной деятельности обучающихся
осуществляется в порядке и на условиях, установленных локальным нормативным актом
школы.
Годовые отметки по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) и иным
видам учебной деятельности, предусмотренных учебным планом, определяются как
среднее арифметическое четвертных отметок и отметки по результатам годовой
письменной работы, выставляются всем обучающимся школы в электронный журнал
успеваемости целыми числами в соответствии с правилами математического округления.
Успешное прохождение обучающимися 2 – 8 классов промежуточной аттестации
является основанием для перевода в следующий класс.
Обучающиеся 4 класса, не освоившие основной образовательной программы
начального общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях
общего образования.
Успешное прохождение обучающимися 9 класса промежуточной аттестации и
получение ими зачёта за устное собеседование по русскому языку является основанием
для допуска к государственной итоговой аттестации.
Решение данных вопросов выносится на заседание педагогического совета
образовательной организации и заносится в протокол.
Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или
нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) и иным видам учебной
деятельности, предусмотренным учебным планом, или непрохождение промежуточной
аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической
задолженностью.
При пропуске обучающимся по уважительной причине более половины учебного
времени, отводимого на изучение учебного предмета, курса, дисциплины, модуля
обучающийся имеет право на перенос срока проведения промежуточной аттестации.
Новый срок проведения промежуточной аттестации определяется школой с учетом
учебного плана, индивидуального учебного плана на основании заявления обучающегося
(его родителей, законных представителей).
Неаттестация обучающегося может быть в случае пропуска им 75% учебного времени.
При неаттестации в журнал выставляется «н/а».
Промежуточная аттестация по предметам учебного плана проводится в соответствии с
Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся.
Промежуточная аттестация проводится в последнюю неделю перед каникулами.
Промежуточная аттестация для обучающихся проводится в различных письменных
формах: контрольная работа, диктант, тест, творческая работа (сочинение, изложение),
проекты и других формах, предусмотренных Положением о формах, периодичности и
порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.
Обучение осуществляется на русском языке.
Расписание учебных четвертей и каникул
Учебный период для 1 - 4 классов:
1 четверть с 01.09.2022 по 29.10.2022 (8 недель и 3 дня) количество учебных дней 51
2 четверть с 07.11.2022 по 28.12.2022 (7 недель и 3 дня) количество учебных дней 45
3 четверть с 12.01.2023 по 25.03.2023 (10 недель) количество учебных дней 60
4 четверть с 03.04.2023 по 31.05.2023 (8 недель) количество учебных дней 48
Каникулы:
Осенние с 30.10.2022 по 06.11.2022 (8 дней)
10

Зимние с 29.12.2022 по 11.01.2023 (14 дней)
Весенние с 26.03.2023 по 02.04.2023 (8 дней)
Летние с 01.06. 2023 по 31.08.2023 – для 1 – 4-х классов.
Длительность летних каникул во 2 - 4-х классах не менее 80 дней.
Режим работы
В МКОУ «Сызгинская ООШ» на уровне начального общего образования обучается 4
класса. Продолжительность учебного года - 33 недели в 1 классе и 34 недели во 2, 3, 4
классах. Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих
дополнительных требований:
 учебные занятия организованы в первую смену в режиме пятидневной рабочей
недели;
 начало занятий в 08.30;
 вторая половина дня предоставлена для организации внеурочной деятельности;
 используется «ступенчатый» режим обучения в первом полугодии (в сентябре,
октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока по
35 минут каждый; январь - май - по 4 урока по 40 минут каждый);
 организована в середине учебного дня динамическая пауза продолжительностью 45
минут;
 обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних
заданий;
 организованы дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти в
3 неделю февраля.
Обучение ведётся на русском языке.
Обучение во 2 - 4 классах осуществляется с соблюдением следующих требований:
 учебные занятия организованы в первую смену в режиме шестидневной рабочей
недели;
 начало занятий в 08.30;
 продолжительность урока 40 минут;
 вторая половина дня предоставлена для организации внеурочной деятельности;
 организована в середине учебного дня динамическая пауза продолжительностью 45
минут;
 внеурочная деятельность проводится после 45 минутного перерыва.
Занятия в 1 - 4-х классах проводятся в первую смену. Наибольшая учебная нагрузка в 1
классе приходится на вторник и среду с облегченными днями (четверг и пятница) в конце
учебной недели, во 2 классе наибольшая учебная нагрузка приходится на вторник и
четверг, а в 3 классе – на вторник, в 4 классе – на понедельник и вторник.
Учебная нагрузка в первый и последний день недели меньше, чем в середине недели.
Расписание звонков для 2 - 4 классов МКОУ «Сызгинская ООШ»:
1 урок – 08.30 – 09.10 перемена 20 мин.
2 урок – 09.30 – 10.10 перемена 10 мин.
3 урок – 10.20 – 11.00 перемена 20 мин.
4 урок – 11.20 – 12.00 перемена 20 мин.
5 урок – 12.20 – 13.00 перемена 10 мин.
*6 урок – 13.10 – 13.50
*за счёт урока физической культуры
Исходя из выше указанных особенностей, общая структура учебного
(образовательного) плана для 1 класса имеет один раздел: обязательный (инвариантный)
компонент основной образовательной программы начального общего образования.
Для второго, третьего и четвёртого классов есть часть, формируемая участниками
образовательных отношений.

11

Обязательная часть учебного плана определяется обязательными учебными
предметами основной образовательной программы начального общего образования в
соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом.
Содержание образования на уровне начального общего образования реализуется через
учебные предметы, обеспечивающие обучающимся возможность приобретения
общеучебных умений, навыков и способов деятельности для решения познавательных,
ценностно-ориентационных и коммуникативных задач. Уровень начального общего
образования (1 - 4 классы) призван заложить основы развития личности школьника, его
творческих способностей, интереса к учению, обеспечить усвоение системы знаний,
умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности; обеспечить
готовность к образованию и самообразованию на уровне основного общего образования.
Содержание курса Русского языка должно содействовать развитию речевой
деятельности обучающихся, способности выбирать средства языка в соответствии с
условиями общения, формировать первоначальные представления о единстве и
многообразии языкового и культурного пространства России. На изучение Русского языка
выделяется 5 часов в неделю с 1 по 4 классы. Курс Русского языка является
интегрированным, включая в себя две взаимосвязанные подсистемы: языковое
образование и речевое развитие.
Предмет Литературное чтение в начальной школе является первым этапом единого и
непрерывного курса литературы. Наряду с русским языком он формирует
функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность
обучения по другим предметам начальной школы. Приоритетной целью обучения
литературному чтению в начальной школе является формирование читательской
компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя,
способного к творческой деятельности. Литературное чтение призвано содействовать
формированию нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника,
пониманию духовной сущности произведений. С учетом этих задач на изучение
литературы в 1 - 4 классах отводится 4 часа в неделю.
Предмет Родной (татарский) язык воспитывает ценностное отношение к родному
языку как хранителю культуры, включает ребёнка в культурно-языковое поле своего
народа, формирует первоначальные представления о единстве и многообразии языкового
и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
обогащаете активный и потенциальный словарный запас, развивает у обучающихся
культуру владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи,
правилами речевого этикета. На изучение данного предмета отводится 1 час в неделю со 2
по 4 классы.
Предмет Литературное чтение на родном (татарском) языке создаёт у
обучающихся понимание родной литературы как одной из основных национальнокультурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления
национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных
ценностей и традиций; помогает осознать значимость чтения на родном языке как фактор
личного развития; формирует представление о мире, национальной истории и культуре,
первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности;
вырабатывает потребность в систематическом чтении на родном языке как средстве
познания себя и мира. На изучение предмета Литературное чтение на родном (татарском)
языке отводится 1 час в неделю со 2 по 4 классы.
Изучение Математики является одной из важнейших задач непрерывного образования
в школе. Одной из основных целей курса Математики на уровне начального общего
образования является математическое развитие младшего школьника: использование
математических представлений для описания окружающих предметов, процессов, явлений
в количественном и пространственном отношении; формирование способности к
продолжительной
умственной
деятельности,
основ
логического
мышления,
12

пространственного воображения; воспитание критичности мышления, интереса к
умственному труду, стремления использовать математические знания в повседневной
жизни. На изучение Математики отводится 4 часа в неделю с 1 по 4 классы.
Изучение Иностранного языка (английского) на уровне начального общего
образования призвано формировать у обучающихся первоначальные представления о
роли и значимости иностранного языка в жизни современного человека. Знакомство с
детским пластом культуры страны изучаемого языка не только заложит основы
уважительного отношения к чужой культуре, но и будет способствовать более глубокому
осознанию обучающимися особенностей культуры своего народа. На изучение
Английского языка отводится по 2 часа со 2 по 4 классы.
Изучение курса Окружающий мир имеет целью расширить, систематизировать и
углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как
компонентах единого мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о
природе, человеке, обществе, приобрести целостный взгляд на мир. На изучение курса
Окружающий мир отведено по 2 часа в неделю с 1 по 4 классы.
Изучение курса Основы религиозных культур и светской этики воспитывает
способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; формирует
первоначальные представления о светской этике, об отечественных традиционных
религиях, их роли в культуре, истории и современности России. На изучение курса
Основы религиозных культур и светской этики отведено 1 час в неделю в 4 классе.
Такие предметы как Музыка и Изобразительное искусство призваны формировать
основы музыкальной и художественной культуры обучающихся через эмоциональное
активное восприятие, развивать образное и ассоциативное мышление и воображение,
учебно-творческие способности в различных видах музыкальной и художественной
деятельности. На изучение данных курсов отведено по 1 часу в неделю с 1 по 4 классы.
Уроки Технологии дают возможность обучать приемам решения конструкторских,
художественно-конструкторских и технологических задач, что является основой для
развития основ творческой деятельности, конструкторско-технологического мышления,
пространственного воображения, эстетических представлений, мелкой моторики рук. На
изучение курса Технология отводится по 1 часу с 1 по 4 классы.
Курс Физическая культура направлен на формирование понимания значения занятий
физической культурой для укрепления здоровья и физического развития, для трудовой
деятельности, военной практики; на формирование привычки и необходимости ведения
здорового образа жизни. На изучение курса Физическая культура отведено по 3 часа в
неделю с 1 по 4 классы.
С целью формирования духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в
4-х классах веден курс Основы религиозных культур и светской этики (1 час). Опираясь
на выбор учащихся и их родителей (законных представителей), в рамках данного курса
ведётся учебный модуль Основы мировых религиозных культур.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время,
отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки (в 1
классе в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями эта часть отсутствует в
пределах максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся).
В МКОУ «Сызгинская ООШ» и филиале МКОУ «Сызгинская ООШ»-Озерская НШ во
2 и 3 классах часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, представлена одним учебным курсом: Уроки речевого творчества (2, 3 классы
– по 1 часу).
Преподавание в 1, 2, 3 и 4 классах ведётся по учебному комплекту «Школа России».
Таким образом, в ходе реализации образовательных программ при выполнении
учебного плана на уровне начального общего образования формируются базовые основы
и фундамент всего последующего обучения; в том числе:
13

 формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового
и безопасного образа жизни;
 закладывается основа формирования учебной деятельности ребенка – система
учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать
учебные цели, контролировать и оценивать учебные действия и их результат;
 формируются универсальные учебные действия;
 развивается познавательная мотивация и интересы обучающихся, их готовность и
способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и
одноклассниками, формируются основы нравственного поведения, определяющего
отношения личности с обществом и окружающими людьми.

14

Учебный план (недельный)
на уровне начального общего образования (1 класс)
на 2022 - 2023 учебный год
Предметные
области

Учебные предметы
класс

Обязательная часть
Русский
язык
и Русский язык
литературное чтение
Литературное чтение
Родной
язык
и Родной
литературное чтение на (татарский) язык
родном языке
Литературное
чтение
на
родном (татарском) языке
Иностранный язык
Иностранный
язык (английский)
Математика
и Математика
информатика
Обществознание
и Окружающий мир
естествознание
(Окружающий мир)
Основы
религиозных Основы религиозных культур
культур и светской этики
и светской этики
Искусство
Музыка
Изобразительное искусство
Технология
Технология
Физическая культура
Физическая культура
Итого

Количество
Количество
часов
часов в год
в неделю
5
4

165
132

-

-

-

-

-

-

4

132

2

66

-

-

1
1
1
3
21

33
33
33
99
693

15


Наверх

Сабирова Неля Альфитовна

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».