Учебный план НОО ЗПР 7.2 (2,3 классы) 2022-2023

Пояснительная записка к учебному плану адаптированной основной общеобразовательной
программы начального общего образования обучающихся
с задержкой психического развития (вариант 7.2)
на 2022 - 2023 учебный год
Учебный план адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) составлен на основе
следующих нормативно-правовых документах:
 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №
273-ФЗ;
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 №
1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья»;
 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрирован 18.12.2020
№ 61573);
 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 30.06.2020 № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических
правил СП 3.1/2.4 3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и
других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях
распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (Зарегистрирован
03.07.2020 № 58824);
 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 02.12.2020 № 39 «О внесении изменения в постановление Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 № 16 «Об
утверждении
санитарно-эпидемиологических
правил
СП
3.1/2.4.3598-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации работы образовательных организаций и других объектов социальной
инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой
коронавирусной инфекции (COVID-19)» (Зарегистрирован 07.12.2020 № 61292);
 Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с задержкой психического развития, одобрена решением
Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2015 г. протокол
№ 4/15;
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования от 28 августа 2020 г. №
442;
 Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом
Министерством образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №
253,
с
изменениями
и
дополнениями;
2

 Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, утвержденного приказом
Министерства Просвещения России от 20 мая 2020 г. № 254;
 Приказа Министерства образования и науки РФ от 09.06.2016 г. № 699 «Об
утверждении и перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий,
которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования»;
 Письма Министерства российской Федерации от 20.04.01 № 408/ 13-13 «О
рекомендациях по организации обучения первоклассников в адаптационный
период»;
 Письма Минобрнауки России от 06.05.2013 № 08-535 «О формировании культуры
работы со словарями в системе общего образования Российской Федерации
(методические рекомендации)»;
 Письма Минобрнауки России от 20.05.2013 № 08-585 «О формировании
антикоррупционного мировоззрения учащихся (методические рекомендации)»;
 Письма Департамента государственной политики в сфере общего образования
Минобрнауки России от 25.05.2015 № 08-761 «Об изучении предметных областей:
«Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной
культуры народов России»;
 Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и
обороне» (Постановление Правительства Российской Федерации от 11.06.2014 №
540).
 Устава МКОУ «Сызгинская ООШ»;
 Приказа МКОУ «Сызгинская ООШ» № 54/1 от 31.08.2022 г. «Об утверждении
перечня учебников, используемых в образовательной деятельности в 2022 - 2023
учебном году в МКОУ «Сызгинская ООШ»;
 Положения о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся, утверждённого приказом № 49 от
14.07.2021 г.;
 Календарного учебного графика, утверждённого приказом МКОУ «Сызгинская
ООШ» № 54/6 от 31.08.2021 г.
Учебный план МКОУ «Сызгинская ООШ», реализующих АООП НОО обучающихся с
ЗПР (вариант 7.2) (далее - учебный план), фиксирует общий объем нагрузки, максимальный
объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных
областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным
предметам.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке
содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного
процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.
Учебный план соответствует действующему законодательству Российской Федерации в
области образования, обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС
НОО обучающихся с ОВЗ (вариант 7.2) и выполнение гигиенических требований к режиму
образовательного процесса, установленных действующим СанПиНом.
В учебном плане представлены семь предметных областей и коррекционно-развивающая
область. Содержание учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области,
обеспечивает целостное восприятие мира, с учетом особых образовательных потребностей
и возможностей обучающихся с ЗПР (вариант 7.2). Коррекционно-развивающая область
3

включена в структуру учебного плана с целью коррекции недостатков психофизического
развития обучающихся.
Общая характеристика учебного плана.
Цель: формирование общей культуры личности обучающихся и воспитанников на основе
освоения адаптированных основных общеобразовательных программ, их адаптация к
жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора будущей профессии и
последующего освоения основных профессиональных образовательных программ,
воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека,
любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.
Достижение обучающимися образовательного уровня, соответствующего Федеральным
государственным общеобразовательным стандартам.
Задачами начального общего образования являются воспитание и развитие
обучающихся, овладение ими чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной
деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками
самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа
жизни.
Начальное общее образование является базой для получения основного общего
образования.
Организация образовательной деятельности.
Организация учебной деятельности в начальных классах является фундаментом
образовательной системы школы. Успешность реализации целей и задач обучения во
многом зависит от того, насколько учителя начальных классов смогут оказать
профессионально компетентную помощь младшим школьникам в:
 формировании у них основных компонентов учебной деятельности с учетом
индивидуальных особенностей обучающихся;
 овладении элементарными умениями и навыками неконфликтного, диалогового
стиля общения и отношений, освоении азов рефлексии и творчества;
 развитии способности совершать выбор в учебных и других жизненных ситуациях.
Для организации взаимодействия педагоги на уровне начального общего образования
применяют следующие технологии, приемы и методы:
 методы диалога
 приемы актуализации личного опыта обучающихся
 приемы создания выбора
 игровые методы
 методы диагностики и самодиагностики
 технологию развития критического мышления
 метод развивающего обучения и др.
Для облегчения процесса адаптации детей к требованиям школьного обучения в 1-х
классах учебная нагрузка увеличивается постепенно: в сентябре - октябре проводится
ежедневно по три урока. Остальное время заполняется целевыми прогулками, экскурсиями,
физкультурными занятиями, развивающими играми. Со второй четверти ежедневно
проводится 4 урока.
Уроки, требующие большого умственного напряжения: русский язык, математика
проводятся первыми или вторыми. Уроки по искусству, окружающему миру, технологии третьими. А уроки с преобладанием двигательного компонента (физическая культура) последними.
После третьего урока обязательно проводится динамическая пауза (прогулки на свежем
воздухе или подвижные игры в помещении).
Формы организации образовательной деятельности:
индивидуальная
работа в парах
групповая
фронтальная и т.п.
урок
4

консультация
диспут
экскурсия
круглый стол
путешествие
домашняя работа
соревнование
защита проекта
Текущий контроль успеваемости обучающихся
Текущий контроль успеваемости обучающихся – систематическая проверка
образовательных (учебных) достижений обучающихся, проводимая педагогом в ходе
осуществления образовательной деятельности в соответствии с образовательной
программой и направленная на выстраивание максимально эффективного
образовательного процесса в целях достижения планируемых результатов освоения
основных
общеобразовательных
программ,
предусмотренных
федеральными
государственными образовательными стандартами соответствующего уровня общего
образования.
Текущий контроль успеваемости обучающихся осуществляется в целях:
 определения степени освоения обучающимися основной образовательной
программы соответствующего уровня общего образования в течение учебного года
по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) учебного плана
образовательной программы;
 коррекции рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) в
зависимости от анализа качества, темпа и особенностей освоения изученного
материала;
 предупреждения неуспеваемости.
Текущий контроль успеваемости проводится для всех обучающихся школы, за
исключением лиц, осваивающих основную образовательную программу в форме
самообразования или семейного образования либо обучающихся по не имеющей
государственной аккредитации образовательной программе, зачисленных в школу для
прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации, а также
обучающихся заочной формы обучения.
Текущий контроль успеваемости обучающихся осуществляется педагогическим
работником, реализующим соответствующую часть образовательной программы,
самостоятельно. Текущий контроль успеваемости осуществляется поурочно и (или) по
темам в соответствии с тематическим планированием рабочей программы учебного
предмета, курса, дисциплины (модуля) с учетом требований федерального
государственного образовательного стандарта соответствующего уровня общего
образования, индивидуальных особенностей обучающихся класса, содержанием
образовательной программы, используемых образовательных технологий в формах:
 письменной работы (тест, диктант, изложение, сочинение, реферат, эссе,
контрольные, проверочные, самостоятельные, лабораторные и практические
работы);
 устного ответа, в том числе в форме опроса, защиты проекта, реферата или
творческой работы, работы на семинаре, коллоквиуме, практикуме;
 диагностики
образовательных
достижений
обучающихся
(стартовой,
промежуточной, итоговой);
 иных формах, предусмотренных учебным планом (индивидуальным учебным
планом).
Текущий контроль успеваемости обучающихся первого класса в течение учебного года
осуществляется без балльного оценивания занятий обучающихся и домашних заданий.
Основной формой текущего контроля успеваемости
является мониторинг
образовательных достижений обучающихся на выявление индивидуальной динамики от
начала учебного года к его концу с учетом личностных особенностей и индивидуальных
достижений обучающегося за текущий и предыдущие периоды. Результаты и динамика
5

образовательных достижений каждого обучающегося фиксируются педагогическим
работником в листе индивидуальных достижений по учебному предмету.
Текущий контроль успеваемости во втором и последующих классах осуществляется по
пятибалльной системе оценивания. Для письменных работ, результат прохождения
которых фиксируется в баллах или иных значениях, разрабатывается шкала перерасчета
полученного результата в отметку по пятибалльной шкале. Шкала перерасчета
разрабатывается с учетом уровня сложности заданий, времени выполнения работы и иных
характеристик письменной работы.
Отметки по установленным формам текущего контроля успеваемости обучающихся
фиксируются педагогическим работником в электронном журнале успеваемости и
дневнике обучающегося в сроки и порядке, предусмотренные локальным нормативным
актом школы.
За сочинение, изложение и диктант с грамматическим заданием в журнал успеваемости
выставляются две отметки в одну клеточку: одна за содержание другая за грамматическое
задание или за грамотность.
Также двойная отметка может быть выставлена за любой вид текущего контроля.
Причём, вторая отметка ставится в том случае, если обучающийся повторно написал
письменную работу по причине неудовлетворительной оценки, полученной в первый раз.
Текущий контроль успеваемости по итогам четверти осуществляется педагогическим
работником, реализующим соответствующую часть образовательной программы,
самостоятельно в форме письменной работы (тест, диктант, изложение, сочинение, эссе,
комплексная или итоговая контрольная работа). Педагогический работник, проводящий
текущий контроль успеваемости, обеспечивает повторное написание письменной работы
обучающимся, отсутствовавшим ранее по уважительной причине. В целях создания
условий, отвечающих физиологическим особенностям учащихся, не допускается
проведение текущего контроля успеваемости:
 в первый учебный день после каникул для всех обучающихся школы;
 в первый учебный день после длительного пропуска занятий для обучающихся, не
посещавших занятия по уважительной причине.
Не допускается проведение более:
 одной контрольной (проверочной) работы в день в начальной школе;
 двух контрольных (проверочных) работ в день в средней и старшей школе.
Текущий контроль успеваемости обучающихся, нуждающихся в длительном лечении,
для которых организовано освоение основных общеобразовательных программ на дому,
осуществляют педагогические работники школы. Отметки по установленным формам
текущего контроля успеваемости обучающихся фиксируются в индивидуальном журнале.
Текущий контроль успеваемости обучающихся, нуждающихся в длительном лечении,
для которых организовано освоение основных общеобразовательных программ в
медицинской организации, осуществляется данной организацией. Результаты
успеваемости подтверждаются справкой об обучении в медицинской организации и
учитываются в порядке, предусмотренном локальным нормативным актом школы.
Текущий контроль успеваемости в рамках внеурочной деятельности определятся ее
моделью, формой организации занятий и особенностями выбранного направления
внеурочной деятельности. Оценивание планируемых результатов внеурочной
деятельности обучающихся осуществляется в порядке и на условиях, установленных
локальным нормативным актом школы.
Отметки за четверть по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) и
иным видам учебной деятельности, предусмотренных учебным планом, определяются как
среднее арифметическое текущего контроля успеваемости, включая четвертную
6

письменную работу, и выставляются всем обучающимся школы в журнал успеваемости
целыми числами в соответствии с правилами математического округления.
Обучающимся, пропустившим по уважительной причине, подтвержденной
соответствующими документами, более 50 процентов учебного времени, отметка за
четверть не выставляется, обучающемуся в таком случае ставится н/а, или выставляется
на основе результатов письменной работы или устного ответа педагогическому работнику
в формах, предусмотренных для текущего контроля успеваемости, по пропущенному
материалу, а также результатов четвертной письменной работы.
Промежуточная аттестация обучающихся
Промежуточная аттестация – установление уровня освоения основной образовательной
программы общего образования соответствующего уровня, в том числе отдельной части
или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной
программы.
Промежуточная аттестация обучающихся осуществляется в целях:
 объективного установления фактического уровня освоения образовательной
программы и достижения результатов освоения основной образовательной
программы;
 соотнесения результатов освоения образовательной программы с требованиями
федеральных государственных образовательных стандартов соответствующего
уровня общего образования;
 оценки достижений конкретного обучающегося, позволяющей выявить пробелы в
освоении им образовательной программы и учитывать индивидуальные
потребности обучающегося в образовании;
 оценки динамики индивидуальных образовательных достижений.
Промежуточная аттестация проводится для всех обучающихся школы со второго
класса. Промежуточная аттестация обязательна для обучающихся всех форм обучения, в
том числе обучающихся по индивидуальному учебному плану и при ускоренном
обучении. Сроки проведения промежуточной аттестации определяются основной
образовательной программой общего образования соответствующего уровня
(индивидуальным учебным планом).
Промежуточная аттестация проводится по итогам учебного года по каждому учебному
предмету, курсу, дисциплине (модулю) и иным видам учебной деятельности,
предусмотренным учебным планом.
Промежуточная аттестация обучающихся осуществляется педагогическим работником,
реализующим соответствующую часть образовательной программы, самостоятельно в
форме годовой письменной работы (тест, диктант, изложение, сочинение, комплексная
или контрольная работа, проект и т.д.) и годовой отметки по учебным предметам,
курсам, дисциплинам (модулям) и иным видам учебной деятельности, предусмотренным
учебным планом.
Промежуточная аттестация обучающихся осуществляется по пятибалльной системе
оценивания. Для письменных работ, результат прохождения которых фиксируется в
баллах или иных значениях, разрабатывается шкала перерасчета полученного результата в
отметку по пятибалльной шкале. Шкала перерасчета разрабатывается с учетом уровня
сложности заданий, времени выполнения работы и иных характеристик письменной
работы.
Отметки за годовую письменную работу обучающихся фиксируются педагогическим
работником в электронном журнале успеваемости и дневнике обучающегося в сроки и
порядке, предусмотренном локальным нормативным актом школы. За сочинение,
изложение и диктант с грамматическим заданием в журнал успеваемости
7

выставляются две отметки в одну клеточку: одна за содержание другая за
грамматическое задание или за грамотность.
Педагогический
работник, осуществляющий
промежуточную
успеваемость,
обеспечивает повторное написание письменной работы обучающимся, отсутствовавшими
ранее по уважительной причине. В целях создания условий, отвечающих
физиологическим особенностям обучающихся при промежуточной аттестации по
учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) и иным видам учебной
деятельности, предусмотренным учебным планом, не допускается проведение более:
 одной письменной работы в день в начальной школе;
 двух письменных работ в день в средней и старшей школе.
Промежуточную аттестацию обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, для
которых организовано освоение основных общеобразовательных программ на дому,
осуществляют педагогические работники школы. Отметки по установленным формам
промежуточной аттестации обучающихся фиксируются в электронном журнале.
Промежуточная аттестация обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, для
которых организовано освоение основных общеобразовательных программ в
медицинской организации, осуществляется данной организацией. Результаты
успеваемости подтверждаются справкой об обучении в медицинской организации и
учитываются в порядке, предусмотренном локальным нормативным актом школы.
Промежуточная аттестация в рамках внеурочной деятельности определятся ее
моделью, формой организации занятий и особенностями выбранного направления
внеурочной деятельности.
Оценивание планируемых результатов внеурочной деятельности обучающихся
осуществляется в порядке и на условиях, установленных локальным нормативным актом
школы.
Годовые отметки по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) и иным
видам учебной деятельности, предусмотренных учебным планом, определяются как
среднее арифметическое четвертных отметок и отметки по результатам годовой
письменной работы, выставляются всем обучающимся школы в электронный журнал
успеваемости целыми числами в соответствии с правилами математического округления.
Успешное прохождение обучающимися 2 – 8 классов промежуточной аттестации
является основанием для перевода в следующий класс.
Обучающиеся 4 класса, не освоившие основной образовательной программы
начального общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях
общего образования.
Успешное прохождение обучающимися 9 класса промежуточной аттестации и
получение ими зачёта за устное собеседование по русскому языку является основанием
для допуска к государственной итоговой аттестации.
Решение данных вопросов выносится на заседание педагогического совета
образовательной организации и заносится в протокол.
Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или
нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) и иным видам учебной
деятельности, предусмотренным учебным планом, или непрохождение промежуточной
аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической
задолженностью.
При пропуске обучающимся по уважительной причине более половины учебного
времени, отводимого на изучение учебного предмета, курса, дисциплины, модуля
обучающийся имеет право на перенос срока проведения промежуточной аттестации.
Новый срок проведения промежуточной аттестации определяется школой с учетом
8

учебного плана, индивидуального учебного плана на основании заявления обучающегося
(его родителей, законных представителей).
Неаттестация обучающегося может быть в случае пропуска им 75% учебного времени.
При неаттестации в журнал выставляется «н/а».
Промежуточная аттестация по предметам учебного плана проводится в соответствии с
Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся.
Промежуточная аттестация проводится в последнюю неделю перед каникулами.
Промежуточная аттестация для обучающихся проводится в различных письменных
формах: контрольная работа, диктант, тест, творческая работа (сочинение, изложение),
проекты и других формах, предусмотренных Положением о формах, периодичности и
порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.
Обучение осуществляется на русском языке.
Расписание учебных четвертей и каникул
Учебный период для 1 - 4 классов:
1 четверть с 01.09.2022 по 29.10.2022 (8 недель и 2 дня) количество учебных дней 42
2 четверть с 07.11.2022 по 28.12.2022 (7 недель и 3 дня) количество учебных дней 38
3 четверть с 12.01.2023 по 25.03.2023 (9 недель и 4 дня) количество учебных дней 49
4 четверть с 03.04.2023 по 31.05.2023 (9 недель) количество учебных дней 54
Каникулы:
Осенние с 30.10.2022 по 06.10.2022 (8 дней)
Зимние с 29.12.2022 по 11.01.2023 (14 дней)
Весенние с 26.03.2023 по 02.04.2023 (8 дней)
Летние с 01.06.2023 по 31.08.2023 – для 1 – 4-х классов.
Длительность летних каникул в 1 - 4-х классах не менее 80 дней.
Режим работы
Сроки освоения АООП НОО (вариант 7.2) обучающимися с ЗПР составляют 5 лет, с
обязательным введением 1 дополнительного класса.
Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения – 5 дней.
Пятидневная рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья
обучающихся. Обучение проходит в одну смену.
Продолжительность учебного года на уровне начального общего образования
составляет 34 недели, в 1 и 1 дополнительном классах - 33 недели. Продолжительность
каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом - не
менее 8 недель. Для обучающихся в 1 и 1 дополнительном классах устанавливаются в
течение года дополнительные недельные каникулы.
В МКОУ «Сызгинская ООШ» на уровне начального общего образования обучается 4
класса, в которых учатся дети с ОВЗ (ЗПР вариант 7.2). Продолжительность учебного года
- 33 недели в 1 и 1 дополнительном классах и 34 недели во 2, 3, 4 классах. Обучение в 1-м
и 1-ом дополнительном классах осуществляется с соблюдением следующих
дополнительных требований:
 учебные занятия организованы в первую смену в режиме пятидневной рабочей
недели;
 начало занятий в 08.30;
 вторая половина дня предоставлена для организации внеурочной деятельности;
 используется «ступенчатый» режим обучения в первом полугодии (в сентябре,
октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока по
35 минут каждый; январь - май - по 4 урока по 40 минут каждый);
 организована в середине учебного дня динамическая пауза продолжительностью 45
минут;
9

 обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних
заданий;
 организованы дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти в
3 неделю февраля.
Обучение ведётся на русском языке.
Обучение во 2 - 4 классах осуществляется с соблюдением следующих требований:
 учебные занятия организованы в первую смену в режиме шестидневной рабочей
недели;
 начало занятий в 08.30;
 продолжительность урока 40 минут;
 вторая половина дня предоставлена для организации внеурочной деятельности;
 организована в середине учебного дня динамическая пауза продолжительностью 45
минут;
 внеурочная деятельность проводится после 45 минутного перерыва.
Занятия в 1 - 4-х классах проводятся в первую смену. Наибольшая учебная нагрузка в 1
классе приходится на вторник и среду с облегченными днями (четверг и пятница) в конце
учебной недели, во 2 классе наибольшая учебная нагрузка приходится на вторник и
четверг, а в 3 классе – на вторник, в 4 классе – на понедельник и вторник. Учебная
нагрузка в первый и последний день недели меньше, чем в середине недели.
Расписание звонков для 2 - 4 классов МКОУ «Сызгинская ООШ»:
1 урок – 08.30 – 09.10 перемена 20 мин.
2 урок – 09.30 – 10.10 перемена 10 мин.
3 урок – 10.20 – 11.00 перемена 20 мин.
4 урок – 11.20 – 12.00 перемена 20 мин.
5 урок – 12.20 – 13.00 перемена 10 мин.
*6 урок – 13.10 – 13.50
*за счёт урока физической культуры
Исходя из выше указанных особенностей, общая структура учебного
(образовательного) плана для 1 и 1 дополнительного классов имеет один раздел:
обязательный (инвариантный) компонент основной образовательной программы
начального общего образования. Для второго, третьего и четвёртого классов есть часть,
формируемая участниками образовательных отношений.
Учебный план состоит из двух частей - обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих
государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП
НОО, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с
ЗПР (вариант 7.2):
 формирование социальных компетенций, обеспечивающих овладение системой
социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его
интеграцию в социальное окружение;
 готовность обучающихся к продолжению образования на последующей ступени
основного общего образования;
 формирование основ нравственного развития обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
10

 формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях;
 личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
МКОУ «Сызгинская ООШ» самостоятельна в осуществлении образовательного
процесса, в выборе видов деятельности по каждому предмету (предметно-практическая
деятельность, экскурсии и т.д.).
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей,
характерных для обучающихся с ЗПР (вариант 7.2), а также индивидуальных
потребностей каждого обучающегося. В 1 и 1 дополнительном классах эта часть
отсутствует. Время, отводимое на данную часть, внутри максимально допустимой
недельной нагрузки обучающихся может быть использовано:
 на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных
предметов обязательной части;
 на введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых
образовательных потребностей обучающихся с ЗПР (вариант 7.2) и необходимую
коррекцию недостатков в психическом и/или физическом развитии;
 на введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных
предметов (например, элементарная компьютерная грамотность и др.);
 на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся,
в том числе этнокультурные (например, история и культура родного края и др.).
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися с ЗПР (вариант 7.2)
учебного плана, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками
образовательного процесса, в совокупности не превышает величину максимально
допустимой недельной образовательной нагрузки обучающихся в соответствии с
санитарно-гигиеническими требованиями.
Обязательные предметные области и основные задачи реализации содержания
предметных областей приведены в таблице «Обязательные предметные области учебного
плана и основные задачи реализации содержания предметных областей»:
Предметная область
Основные задачи реализации содержания
Русский язык и литературное Овладение грамотой, основными речевыми формами и
чтение
правилами их применения. Развитие устной и
письменной
коммуникации,
способности
к
осмысленному
чтению
и
письму.
Овладение
способностью пользоваться устной и письменной речью
для решения соответствующих возрасту житейских
задач.
Развитие
способности
к
словесному
самовыражению на уровне, соответствующем возрасту
и развитию ребёнка. Формирование первоначальных
представлений о единстве и многообразии языкового и
культурного пространства России, о языке как основе
национального самосознания. Развитие диалогической и
монологической
устной
и
письменной
речи,
коммуникативных
умений,
нравственных
и
эстетических чувств, способностей к творческой
деятельности.
Родной язык и литературное Овладение первоначальными представлениями о
чтение на родном языке
единстве и многообразии языкового и культурного
пространства России, о языке как основе национального
самосознания.
Развитие
диалогической
и
11

монологической устной и письменной речи на родном
языке, коммуникативных умений, нравственных и
эстетических чувств, способностей к творческой
деятельности на родном языке
Математика и информатика.
Овладение началами математики (понятием числа,
вычислениями, решением простых арифметических
задач
и
другими).
Овладение
способностью
пользоваться математическими знаниями при решении
соответствующих
возрасту
житейских
задач
(ориентироваться и использовать меры измерения
пространства, времени, температуры и другими в
различных видах практической деятельности). Развитие
способности использовать некоторые математические
знания в жизни
Обществоведение
и Формирование уважительного отношения к семье,
обществознание (окружающий населенному пункту, региону, России, истории,
мир).
культуре, природе нашей страны, ее современной
жизни.
Осознание
ценности,
целостности
и
многообразия окружающего мира, своего места в нем.
Формирование модели безопасного поведения в
условиях повседневной жизни и в различных опасных и
чрезвычайных
ситуациях.
Формирование
психологической культуры и компетенции для
обеспечения
эффективного
и
безопасного
взаимодействия в социуме. Развитие представлений об
окружающем мире. Развитие способности использовать
сформированные
представления
о
мире
для
осмысленной
и
самостоятельной
организации
безопасной жизни в конкретных природных и
климатических
условиях.
Развитие
активности,
любознательности и разумной предприимчивости во
взаимодействии с миром живой и неживой природы.
Основы религиозных культур и Воспитание способности к духовному развитию,
светской этики.
нравственному самосовершенствованию. Формирование
первоначальных представлений о светской этике, об
отечественных традиционных религиях, их роли в
культуре, истории и современности России.
Искусство.
Накопление первоначальных впечатлений о разных
видах искусств (музыка, живопись, художественная
литература, театр и другие) и получение доступного
опыта
художественного
творчества.
Освоение
культурной среды, дающей ребёнку впечатления от
искусства, формирование стремления и привычки к
посещению музеев, театров, концертов. Развитие опыта
восприятия и способности получать удовольствие от
произведений разных видов искусств, выделение
собственных предпочтений в восприятии искусства.
Формирование простейших эстетических ориентиров
(красиво и некрасиво) в практической жизни ребёнка и
их использование в организации обыденной жизни и
12

праздника. Развитие опыта самовыражения в разных
видах искусства
Технология.
Овладение
основами
трудовой
деятельности,
необходимой в разных жизненных сферах, овладение
технологиями, необходимыми
для
полноценной
коммуникации,
социального
и
трудового
взаимодействия. Овладение трудовыми умениями,
необходимыми в разных жизненных сферах, овладение
умением адекватно применять доступные технологии и
освоенные трудовые навыки для полноценной
коммуникации,
социального
и
трудового
взаимодействия. Формирование положительного опыта
и установки на активное использование освоенных
технологий и навыков для своего жизнеобеспечения,
социального развития и помощи близким
Физическая культура
Укрепление здоровья, содействие гармоничному
физическому, нравственному и социальному развитию,
успешному обучению, формирование первоначальных
умений
саморегуляции
средствами
физической
культуры. Формирование установки на сохранение и
укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного
образа жизни. Овладение основными представлениями о
собственном теле, возможностях и ограничениях его
физических функций, возможностях компенсации.
Формирование
понимания
связи
телесного
самочувствия с настроением, собственной активностью,
самостоятельностью и независимостью. Овладение
умениями поддерживать образ жизни, соответствующий
возрасту, потребностям и ограничениям здоровья,
поддерживать
режим
дня
с
необходимыми
оздоровительными процедурами. Овладение умениями
включаться в занятия на свежем воздухе, адекватно
дозировать
физическую
нагрузку,
соблюдать
необходимый индивидуальный режим питания и сна.
Формирование умения следить за своим физическим
состоянием, величиной физических нагрузок. Развитие
основных физических' качеств (силы, быстроты,
выносливости, координации, гибкости). Формирование
установки на сохранение и укрепление здоровья,
навыков здорового и безопасного образа жизни
Коррекционно-развивающая область, согласно требованиям Стандарта, является
обязательной частью внеурочной деятельности и представлено фронтальными и
индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями (логопедическими и
психокоррекционными) и ритмикой, направленными на коррекцию дефекта и
формирование навыков адаптации личности в современных жизненных условиях. Выбор
коррекционно-развивающих курсов для индивидуальных и групповых занятий, их
количественное соотношение, содержание может осуществляться МКОУ «Сызгинская
ООШ» самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с ЗПР
(вариант 7.2) на основании рекомендаций ПМПК и индивидуальной программы
13

реабилитации инвалида. Коррекционно-развивающие занятия могут проводиться в
индивидуальной и групповой форме.
Количество часов, отводимых на изучение учебных предметов «Русский язык»,
«Литературное чтение» и «Родной язык и литературное чтение на родном языке» может
корректироваться в рамках предметной области «Филология» с учётом психофизических
особенностей обучающихся с ЗПР.
В предметную область «Филология» введен учебный предмет «Иностранный язык», в
результате изучения которого у обучающихся с ЗПР будут сформированы
первоначальные представления о роли и значимости иностранного языка в жизни
современного человека и поликультурного мира. Обучающиеся с ЗПР приобретут
начальный опыт использования иностранного языка как средства межкультурного
общения, как нового инструмента познания мира и культуры других народов, осознают
личностный смысл овладения иностранным языком. Изучение учебного предмета
«Иностранный язык» начинается с 3-го класса. На его изучение отводится 1 час в неделю.
При проведении занятий по предмету «Иностранный язык» класс делится на две группы.
Время, отводимое на часть, формируемую участниками образовательных отношений,
составляет 36 часов: ведётся курс «Уроки речевого творчества», «Мир чтения», во 2
классе.
Количество учебных занятий за 5 учебных лет не может составлять более 3732 часов.

14

Недельный (годовой) учебный план начального общего образования
обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2)
на 2022 – 2023 учебный год
Учебные предметы
Предметные области
Классы
Русский язык и литературное
чтение
Родной язык и литературное
чтение на родном языке
Иностранный язык
Математика и информатика
Обществознание и
естествознание
Основы религиозных культур
и светской этики
Искусство
Технология
Физическая культура

Обязательная часть
Русский язык
Литературное чтение
Родной (татарский) язык
Литературное чтение на родном (татарском
языке)
Иностранный язык (английский)
Математика
Окружающий мир

Количество часов
в неделю (год)
2 класс
3 класс
(школа)
(филиал)
4 (136)
3 (102)
1 (34)
1 (34)

4 (136)
2 (68)
1 (34)
1 (34)

4 (136)
2 (68)

1 (34)
4 (136)
2 (68)

Основы религиозных культур и светской этики

-

-

Музыка
Изобразительное искусство
Технология
Физическая культура

1 (34)
1 (34)
1 (34)
3 (102)
21 (714)

1 (34)
1 (34)
1 (34)
3 (102)
21 (714)

1 (34)
1 (34)
2 (68)
23 (782)

1 (34)
1 (34)
2 (68)
23 (782)

Итого:
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Русский язык и литературное
Уроки речевого творчества
чтение
Мир чтения
Итого по части, формируемой участниками образовательных отношений
Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5дневной учебной неделе)

15


Наверх

Сабирова Неля Альфитовна

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».