Литература на родном (татарском) языке 8-9 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
МОУО МО Красноуфимский округ
МКОУ «Сызгинская ООШ»
СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по УР
__________Чащина С.И.
Протокол №1 от 28.08. 2023г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор МКОУ «Сызгинская ООШ»
________ Сабирова Н.А.
Приказ № 29/3 от 29.08. 2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Литература на родном (татарском языке)»
для обучающихся 5-8 классов

Составитель:
Галимзянова Илюза
Миниахматовна, учитель
родного языка и литературы

д. Сызги 2023

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Татарская литература, являясь носительницей важных культурных
ценностей, смыслов, духовно-нравственных представлений, содействует
познанию и усвоению жизненной философии татарского народа, участвует в
формировании национального самосознания, самоидентификации и
общероссийского гражданского сознания обучающихся.
Предмет «Литература на родном (татарском языке)» выступает одним из
основных предметов гуманитарного образования, определяющих уровень
интеллектуального и нравственно-эстетического развития личности.
Изучение родной литературы способствует познанию жизни и
моделированию действительности, создает при помощи изобразительновыразительных средств художественную картину мира и вызывает
определенное отношение к ней, обладает высокой степенью эмоционального
воздействия. С литературным образованием связано воспитание читателя,
осознающего значимость чтения и изучения литературы для своего
дальнейшего личностного развития, способного аргументировать свое
мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях, а
также формирование потребности в систематическом чтении как средстве
познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и
общества.
Изучение литературы на родном (татарском языке) обеспечивает
постижение обучающимися произведений татарской литературы, развитие
навыков интерпретации и анализа с опорой на принципы единства
художественной формы и содержания; создание условий для развития
национального самосознания, осознания этнической принадлежности,
приобретения системных знаний об истории, языке, культуре,
мировоззрении, менталитете, философии своего народа.
Учебный предмет обеспечивает межпредметные связи с другими
учебными предметами гуманитарного цикла, особенно с учебным предметом
«Родной (татарский) язык» и «Литература на родном (татарском языке)».
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ЛИТЕРАТУРЫ НА РОДНОМ (ТАТАРСКОМ ЯЗЫКЕ)
Цель изучения учебного предмета – воспитание ценностного отношения к
родной (татарской) литературе как существенной части родной культуры,
приобщение обучающихся к культурному наследию и традициям своего
народа, а также формирование грамотного читателя, способного
использовать свою читательскую деятельность как средство для
самообразования.
Задачи изучения учебного предмета:
– развитие умений комментировать, анализировать и интерпретировать
художественный текст;

3

– приобщение обучающихся к родной (татарской) литературе как искусству
слова через введение элементов литературоведческого анализа, ознакомление
с отдельными теоретико-литературными понятиями;
– знакомство с татарским литературным процессом и осознание его связи с
историческим процессом;
– развитие коммуникативных умений обучающихся (устной и письменной
диалогической и монологической речи на татарском языке);
– формирование читательского кругозора;
– формирование нравственных и эстетических чувств обучающихся;
– развитие способностей к творческой деятельности на родном (татарском)
языке;
– овладение общеучебными умениями и универсальными учебными
действиями.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА НА РОДНОМ
(ТАТАРСКОМ ЯЗЫКЕ) В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом основного общего образования учебный предмет «Родная
литература» входит в предметную область «Родной язык и родная
литература» и является обязательным для изучения.
На изучение учебного предмета «Литературы на родном (татарском
языке)» отводится 1 час в неделю в 5 классах, 7-8 классах основного общего
образования, 0,5 часов в неделю в 6 классе.

4

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5 КЛАСС
Введение
Периодическая печать на татарском языке для детей.
Детский журнал «Ялкын» («Пламя»).
Устное народное творчество
Устное народное творчество как народное достояние.
Особенности фольклорных произведений. Основные жанры фольклора.
Сказки. Отображение национального характера в сказках. Виды сказок.
Татарские народные сказки: «Хәйләкәр төлке» («Хитрая лиса»), «Өч кыз»
(«Три дочери»).
Мифы. Понятие о мифе. Происхождение мифов, их классификация.
Татарские народные мифы.
Мифы: «Җил иясе җил чыгара» («Откуда появляется ветер»), «Тавык»
(«Курица»).
Предания и легенды. Особенности жанра. Отличие легенд от преданий.
Легенда: «Зөһрә кыз» («Девушка Зухра»).
Предание: «Шәһәр нигә Казан дип аталган» («Почему город назвали
Казанью»).
Малые жанры устного народного творчества. Загадки, пословицы,
поговорки.
Татарская литература
Литературная (авторская) сказка. Фольклорные традиции в литературной
сказке. Художественный вымысел в литературной сказке.
Г. Тукай. «Шүрәле» («Шурале»).
Мифологический
сюжет
сказки.
Поэтические особенности сказки-поэмы. Художественный смысл сказки.
Образ Шурале в искусстве. Ознакомительная информация о балете
«Шурале».
Проза. Эпические произведения, их особенности. Жанр рассказа.
Ф. Яруллин. «Кояштагы тап» («Пятно на солнце»). Тема нравственности.
Понятия честности, милосердия, взаимовыручки и взаимоподдержки.
Ф. Амирхан. «Ай өстендәге Зөһрә кыз» («Девушка Зухра на Луне»).
Басня. Особенности жанра. Герои, композиция.
Г. Тукай. «Умарта корты һәм чебеннәр» («Пчела и мухи»).
М. Гафури. «Сарыкны кем ашаган» («Кто съел овцу»).
Лирические произведения. Особенности лирических произведений.
Г. Тукай. «Туган җиремә» («Родной земле»). Особенности пейзажной
лирики. Воспевание родной земли.
Жизнь и творчество М. Джалиля.
М. Джалиль. «Сандугач һәм чишмә» («Соловей и родник»). Восхваление
храбрости и мужества советского солдата. Чувство долга перед Родиной.
М. Аглямов. «Матурлык минем белән» («Красота всегда со мной»). Тема
красоты. Умение видеть красоту.

5

Р. Миннуллин. «Әни, мин көчек күрдем» («Мама, я видел щенка»), «Олы
булсам...» («Когда я стану взрослым...»). Детская мечта. Сострадание и
милосердие.
Ш. Галиев. «Һәркем әйтә дөресен» («Каждый говорит правду»).
Драматические произведения
Т. Миннулин. «Гафият турында әкият» («Сказка о Гафияте»). Фольклорное
начало в произведении. Сказочные персонажи.
6 КЛАСС
Введение
Татарская периодическая печать для молодежи. Журнал «Идел» («Идель»).
Гимн. Гимн России. Гимн Татарстана.
Устное народное творчество
Татарские народные песни: классификация (лирические, исторические,
игровые и обрядовые песни, частушки). Поэтические особенности народных
песен, образы и приемы их создания. Роль песни в жизни людей.
Песни: «Иске кара урман» («Старый дремучий лес»), «Биючеләр көе»
(«Плясовая»).
Татарская литература
Лирические произведения. Образ в лирическом произведении. Средства
выражения переживаний лирического героя.
Р. Рәкыйпов. «Мин яратам сине, Татарстан» («Я люблю тебя, Татарстан!»).
Образ Родины. Чувства гордости и любви к родному краю.
Творчество Дардменда.
Дардменд. «Кил, өйрән» («Давай учись»). Роль родного языка в жизни
человека. Понимание необходимости изучения других языков. Борьба за
чистоту языка.
Дардменд. «Видагъ» («Прощание»). Чувства и переживания лирического
героя. Образы природы, раскрывающие душу лирического героя.
Р. Файзуллин. «Туган тел турында бер шигырь» («Стихотворение о родном
языке»).
Ф. Яруллин. «Сез иң гүзәл кеше икәнсез» («Вы самый прекрасный
человек»). Образ учителя в литературе. Отношение к нему лирического
героя.
Л. Лерон. «Фашист очып үтте» («Фашист пролетел»). Картины военного
времени. Трагизм. Образ врага.
Жизнь и творчество Ш. Галиева.
Ш. Галиев. «Пәрәмәч» («Перемяч»). Приемы создания комичности в
лирическом произведении.
Х. Такташ. «Әй, җырлыйсы килә шушы җырны» («Так хочется спеть эту
песню»). Образ малой родины. Ностальгия по прошлому, счастливому
детству.
Образная система произведений фантастики
Жизнь и творчество К. Насыри.

6

К. Насыри. «Әбугалисина» («Авиценна»). Образ Авиценны. Фантастический
сюжет в повести. Просветительские идеи в произведении. Олицетворение
добра и зла. Утверждение идеи необходимости обществу знания, которое
служит благородным целям. Роль антитезы в композиции произведения.
Своеобразное выражение просветительского реализма.
Аллегорическая образность
Г. Рахим. «Яз әкиятләре» («Весенние сказки»). Условность и аллегорическая
образность.
Особенности образной системы в автобиографических произведениях
Жизнь и творчество Г. Тукая.
Г. Тукай. «Исемдә калганнар» (отрывок из автобиографической повести)
(«Мои воспоминания»). Образ маленького Тукая. Условность воспоминаний
литературного героя.
Образность в жанре рассказа и повести
Жизнь и творчество Г. Ибрагимова.
Г. Ибрагимов. «Алмачуар» («Чубарый»). Образы природы в произведении.
Пейзаж. Красота и сила природы. Психологизм в раскрытии характеров
литературных героев. Система образов в рассказе. Любовь героя
произведения к лошади. Образ татарской деревни. Нравственные устои
татарской деревни.
Р. Мухаммадиев. «Беренче умырзая» («Первый подснежник»). Образ
природы. Бережное отношение к природе. Связь поколений. Чистота
помыслов.
А. Еники. «Кем җырлады?» («Кто пел?»). Образ раненного лейтенанта, его
чувства и переживания в последние моменты жизни. Образ татарской песни.
Образная система в лиро-эпических произведениях Г. Кутуй. «Сагыну»
(«Ностальгия»). Чувства любви к Родине, гордости за свой народ, надежда и
вера в благополучное возвращение, раскрывающие чувство тоски по родной
земле.
Особенности образной системы в драматических произведениях
Г. Камал. «Беренче театр» («Первый театр»). Комический характер
конфликта в произведении. Приемы воссоздания комичности образов.
Просветительские идеи в комедии. Комический характер конфликта в
произведении.
7 КЛАСС
Введение
Периодическая печать на татарском языке для молодежи. Газета «Татарстан
яшьләре» («Молодежь Татарстана»).
Устное народное творчество
Баит – оригинальный жанр татарского фольклора. Жанровые
особенности. Виды баитов.
Исследователи устного народного творчества (Г. Тукай, Г. Ибрагимов,
Х. Ярми и др.).
Баит: «Сак-Сок бәете» («Баит о Сак-Соке»).

7

Татарская литература
Рассказ как эпический жанр. Особенности жанра рассказа.
Ш. Камал. «Буранда» («В метель»). Приемы эмоционального воздействия на
читателя. Образ матери.
Р. Галиуллин. «Сәлам» («Привет»). Противопоставление внешней красоты
духовному богатству человека. Ложь и разочарование.
Жанр повести
Г. Баширов. «Туган ягым – яшел бишек» («Родимый край – зеленая
колыбель») (отрывки). Образ жизни татарского народа. Духовное богатство
человека, нравственные принципы. Изображение национальных традиций и
обычаев. Автобиографизм повести. Портретная характеристика персонажей.
Фольклоризм в литературе.
М. Магдеев. «Без – кырык беренче ел балалары» («Мы – дети сорок первого
года») (отрывки). Изображение трудностей военных и послевоенных лет.
Образ подростка.
Роман. Жанровые особенности.
М. Галяу. «Мөһәҗирләр» («Мухаджиры»). Судьба татарского народа.
Проблематика романа. Система образов.
Жанр драмы
Т. Миннуллин. «Әлдермештән Әлмәндәр» («Старик Альмандар из
Альдермыша»). Философские основы понятий жизни и смерти,
ответственности перед обществом, честности, уважения к своему прошлому,
вера в будущее. Образ сильного человека в произведении. Аллегория и
условность. Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Тип
конфликта (внешний конфликт, внутренний конфликт, их взаимодействие).
Жанры лирики: пейзажная, философская, гражданская, интимная лирика.
Х. Туфан. «Кайсыгызның кулы җылы?» («У кого руки теплее»). Богатство и
многообразие человеческих чувств и переживаний. Отношение поэта к
родному языку.
Г. Тукай. «Җәйге таң хатирәсе» («Летняя заря»). Образы природы.
С. Хаким. «Тукайга» («Тукаю»), «Әй, язмыш, язмыш» («Эх, судьба,
судьба»), «Бу кырлар, бу үзәннәрдә» («На этих лугах, в этих долинах»).
Образ родного края, мифологизация образа родины. Чувство гордости и
восхищения великими личностями татарского народа.
Г. Авзал. «Без татарлар» («Мы татары»). Национальный образ народа.
Н. Арсланов. «Халкыма» («Моему народу»). Чувство гордости за свой
народ, историю и культуру.
Р. Гаташ. «Татар китабы» («Татарская книга»). Исторические личности
татарского народа. Трагизм их судьбы. Книга – духовное богатство, символ
красоты и вечности.
Р. Харис. «Кеше кайчан матур» («Чем красив человек»). Внутренняя красота
человека.

8

М. Мирза. «Көздә бер мәл» («Одно мгновение осени»). Роль природы в
раскрытии чувств и переживаний лирического героя. Долг перед родителями.
Благословление родителей.
Г. Мурат. «Туган тел» («Родной язык»). Уважение к истории своего народа,
чувство ответственности за сохранение родного языка.
Лиро-эпические жанры литературы. Жанр поэмы. Особенности поэмы.
Р. Файзуллин. «Сәйдәш» («Сайдаш»). Поэма о жизни и творчестве
известного татарского композитора С. Сайдашева. Противоречия в судьбе
композитора.
Жанр стихотворения в прозе. Особенности жанра.
М. Галиев. «Чатыр тау җиле» («Ветер с горы Чатыр»).
8 КЛАСС
Введение
Татарская периодическая печать. Знакомство с журналом «Безнең мирас»
(«Наше наследие»).
Литература как искусство слова.
Своеобразие художественного отражения жизни в словесном искусстве.
Периодизация татарской литературы.
История татарской литературы
Средневековая тюрко-татарская литература
Литература XII – первой половины XIII вв. Особенности периода.
Кул Гали. «Кыйссаи Йосыф» («Сказание о Юсуфе»).
Образы Юсуфа и Зулейхи. Сила любви. Идеи гуманизма и справедливости.
Художественное своеобразие поэмы. Связь коранических сюжетов с
татарской литературой.
Литература XIII – первой половины XV вв. Общая характеристика
литературы данного периода.
С. Сараи. «Сөһәйл вә Гөлдерсен» («Сухайль и Гульдурсун»). Идейноэстетическое
содержание
поэмы,
художественное
своеобразие.
Противопоставление любви жестокости и несправедливости.
Устное народное творчество
Дастан «Идегәй» («Идегей») – как памятник устного народного творчества.
Реальная основа произведения. Система образов в дастане. Изображение
сложного пути народа через призму масштабных событий, судеб великих
исторических личностей. Художественное своеобразие дастана. Виды
дастанов.
История татарской литературы
Татарская литература периода Казанского ханства. Особенности
развития татарской литературы данного периода.
Кул Шариф. «Гафил торма» («Не будь неучем»). Дидактическое
содержание, назидательность литературы. Единство религиозного и
светского содержания. Роль знаний в жизни человека.

9

Татарская литература XVII века. Особенности развития татарской
литературы XVII века. Суфийская литература. Нравственно-философское
направление литературы.
М. Колый. Хикметы. Проблематика хикметов. Духовные переживания,
нравственные устои лирического героя.
Татарская литература XVIII века. Особенности развития татарской
литературы XVIII века. Сближение литературы с жизнью народа.
Г. Утыз Имяни. «Гыйлемнең өстенлеге турында» («О преимуществе
знания»), «Егет булу турында» («О мужестве»), «Кәсеп турында» («О
торговле»), «Татулык турында» («О дружбе»), «Гомер итү турында» («О
жизни»), «Үгет турында» («О назидании»). Назидательный характер
произведений. Связь знания с трудом. Беседа о честности, справедливости,
щедрости, терпении, воспитание нравственности с молодых лет.
Татарская литература XIX века. Особенности развития татарской
литературы в XIX веке. Просветительское движение у татар. Становление
реалистической поэзии. Тематика произведений.
Творчество Г. Кандалый.
Г. Кандалый. «Сәхипҗәмал» («Сахибджамал») (отрывок).
Прославление в поэме чувства великой любви. Описание красоты женщины.
Взаимосвязь
идейно-эстетических
находок
автора
с
развитием
общественного сознания.
Жизнь и творчество К. Насыри.
К. Насыри. «Кырык бакча» («Сорок садов»). Нравственные качества.
Духовная красота человека.
Биография М. Акъегетзадэ.
М. Акъегетзадэ. «Хисаметдин
менла»
(«Хисаметдин
менла»).
Просветительские идеи в произведении. Проблема героя времени. Авторская
позиция в создании образа главного героя. Просветительский реализм.
Татарская литература начала ХХ века. Особенности татарской
литературы начала ХХ века. Приобщение татарской литературы к
достижениям восточной, русской, европейской литературы, философии и
культуры.
Жизнь и творчество Г. Тукая.
Г. Тукай. «Милләткә» («К нации»), «Тәэссер» («Впечатление»), «Народные
напевы» («Милли моңнар»). Чувства любви и уважения к своему народу, к
нации. Глубина переживаний лирического героя о судьбе татарского народа.
Отражение фольклорных мотивов в творчестве поэта.
Н. Думави. «Син – кеше» («Ты – человек»). Размышления о смысле жизни, о
месте человека в обществе.
Г. Исхаки. «Сөннәтче бабай» («Суннатчи бабай»). Нравственные качества
татарского народа.
Дардменд. «Кораб» («Корабль»). Изображение судьбы нации, народа в
образах корабля, бури, волны и пропасти.

10

С. Рамиев. «Таң вакыты» («На рассвете»). Переживания лирического героя
за свой народ, желание видеть его свободным, образованным,
прогрессивным. Жизнь и творчество Ф. Амирхана.
Ф. Амирхан. «Хәят»
(«Хаят»).
Противостояние
культов
красоты,
женственности, любви с консервативной нравственностью. Глубокий лиризм
переживаний главной героини. Влияние среды на формирование
мировоззрения героини. Система образов.
М. Файзи. «Галиябану». Традиционный любовный треугольник. Система
образов в произведении. Конфликт. Трагическое разрешение конфликта.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Литература на родном (татарском
языке)» у обучающегося будут сформированы следующие личностные
результаты:
гражданского воспитания:
- готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
- активное участие в жизни семьи, образовательной организации,
реализующей программы основного общего образования, местного
сообщества, родного края, страны;
- неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
- понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
- представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина,
социальных нормах и правилах межличностных отношений в
поликультурном и многоконфессиональном обществе;
- представление о способах противодействия коррупции;
- готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном
самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности
(волонтерство, помощь людям, нуждающимся в ней);
патриотического воспитания:
- осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного
языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов
России;
- ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке,
искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям
народа;
- уважение к символам России, государственным праздникам, историческому
и природному наследию и памятникам, традициям разных народов,
проживающих в родной стране;

11

духовно-нравственного воспитания:
- ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора;
- готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и
поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом
осознания последствий поступков;
- активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность
личности в условиях индивидуального и общественного пространства;
эстетического воспитания:
- восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего
и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства;
- осознание важности художественной культуры как средства коммуникации
и самовыражения; осознание важности художественной культуры как
средства коммуникации и самовыражения;
- понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли
этнических культурных традиций и народного творчества;
- стремление к самовыражению в разных видах искусства;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
- осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и
установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение
гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха,
регулярная физическая активность);
- осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление
алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и
психического здоровья;
- соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного
поведения в интернет-среде;
- способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе
осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
- умение принимать себя и других, не осуждая;
- умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение
управлять собственным эмоциональным состоянием;
- сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и
такого же права другого человека;
трудового воспитания:
- установка на активное участие в решении практических задач (в рамках
семьи, образовательной организации, реализующей программы основного
общего образования, города, края) технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно
выполнять такого рода деятельность;
- интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в
том числе на основе применения изучаемого предметного знания;

12

- осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
готовность адаптироваться в профессиональной среде;
- уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
- осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и
жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и
потребностей;
экологического воспитания:
- ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для
решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и
оценки их возможных последствий для окружающей среды;
- повышение уровня экологической культуры, осознание глобального
характера экологических проблем и путей их решения;
- активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
- осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной, технологической и социальной среды;
- готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности;
ценности научного познания:
- ориентация в деятельности на современную систему научных
представлений об основных закономерностях развития человека, природы и
общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
- овладение языковой и читательской культурой как средством познания
мира;
- овладение основными навыками исследовательской деятельности,
установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление
совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного
благополучия;
личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к
изменяющимся условиям социальной и природной среды:
- освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах,
включая семью, группы, сформированные по профессиональной
деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из
другой культурной среды;
способность
обучающихся
ко
взаимодействию
в
условиях
неопределенности, открытость опыту и знаниям других;
- способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень
своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение
учиться у других людей, воспринимать в совместной деятельности новые
знания, навыки и компетенции из опыта других;
- навык выявления и связывания образов, способность формирования новых
знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об

13

объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты
собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие;
- умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями
в области концепции устойчивого развития;
- умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и
экономики;
- умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду,
достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных
последствий;
- способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать
происходящие изменения и их последствия; воспринимать стрессовую
ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса,
корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и
оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в
отсутствие гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Литература на родном (татарском
языке)»
обучающийся
овладеет
универсальными
учебными познавательными действиями:
базовые логические действия:
- выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
- устанавливать существенный признак классификации, основания для
обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
- с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для
выявления закономерностей и противоречий;
- выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
- выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о
взаимосвязях;
- самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать
несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом
самостоятельно выделенных критериев);
базовые исследовательские действия:
- использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
- формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать
искомое и данное;

14

- формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений
других, аргументировать свою позицию, мнение;
- проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный
эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей
объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов
между собой;
- оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в
ходе исследования (эксперимента);
- самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами
оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
- прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;
работа с информацией:
- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников с учетом предложенной учебной
задачи и заданных критериев;
- выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
информацию различных видов и форм представления;
- находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и
ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
- самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации
и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами,
иной графикой и их комбинациями;
- оценивать надежность информации по критериям, предложенным
педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
- эффективно запоминать и систематизировать информацию;
- соблюдать правила информационной безопасности при поиске информации
в Интернете.
В результате изучения предмета «Родная (татарская) литература»
обучающийся
овладеет
универсальными
учебными коммуникативными действиями:
общение:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии
с целями и условиями общения;
- выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
- распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных
ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
- понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

15

- в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу
обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и
поддержание благожелательности общения;
- сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
- публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента,
исследования, проекта);
- самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации
и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и
письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;
совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость
применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной
задачи;
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по
ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и
результат совместной работы;
- уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность
руководить, выполнять поручения, подчиняться;
- планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с
учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых
формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
- выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по
своему направлению и координировать свои действия с другими членами
команды;
- оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
- сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды
в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять
готовность к предоставлению отчета перед группой.
В результате изучения предмета «Родной (татарский) язык»
обучающийся
овладеет
универсальными
учебными регулятивными действиями:
самоорганизация:
- выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться
в
различных
подходах
принятия
решений
(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
- самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и
собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты
решений;

16

- составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения
новых знаний об изучаемом объекте;
- делать выбор и брать ответственность за решение;
cамоконтроль:
- владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
- давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
- учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при
решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся
обстоятельствам;
- объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности,
давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в
произошедшей ситуации;
- вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
- оценивать соответствие результата цели и условиям;
эмоциональный интеллект:
- различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями
других;
- выявлять и анализировать причины эмоций;
- ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения
другого;
- регулировать способ выражения эмоций;
принятие себя и других:
- осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
- признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
- принимать себя и других, не осуждая;
- открытость себе и другим;
- осознавать невозможность контролировать все вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
5 КЛАСС
Обучающийся научится:
- выразительно читать вслух и наизусть произведения, их фрагменты в
рамках программы (правильно передавать эмоциональное содержание
произведения, точно воспроизводить стихотворный ритм);
- различать основные жанры фольклора и художественной литературы
(фольклорная и литературная сказка, миф, загадка, пословица, поговорка,
предание, легенда, баит, дастан, басня, рассказ, повесть, лирическое
стихотворение, пьеса); отличать прозаические тексты от поэтических;
- эмоционально откликаться на прочитанное, делиться впечатлениями о
произведении;

17

- определять и формулировать тему, основную мысль прочитанных
произведений;
- формулировать вопросы по содержанию произведений;
- участвовать в обсуждении прочитанного;
- обосновывать свои суждения с опорой на текст;
- характеризовать литературного героя, оценивать его поступки;
- пересказывать художественный текст (подробно, сжато);
- составлять простой план художественного произведения;
- использовать изученные теоретико-литературные понятия при анализе
художественного текста (образ, эпос, лирика, драма, тема, идея, юмор и др.);
- создавать собственный письменный текст: давать развернутый ответ на
вопрос (объемом не менее 20–30 слов), связанный со знанием и пониманием
литературного произведения.
6 КЛАСС
Обучающийся научится:
- выразительно читать вслух и наизусть произведения, их фрагменты в
рамках программы;
- определять и формулировать тему, идею, проблематику прочитанных
произведений;
- характеризовать литературного героя, создавать его словесный портрет на
основе авторского описания и художественных деталей;
- сопоставлять персонажей одного произведения по сходству и контрасту;
- формулировать свою точку зрения и понимать смысл других суждений;
- пересказывать художественный текст, используя разные виды пересказа
(подробный, сжатый, выборочный, творческий);
- составлять простой план художественного произведения, в том числе
цитатный;
- использовать изученные теоретико-литературные понятия при анализе
художественного текста (образ автора, лирическое «я», проблема, пейзаж,
психологизм, характер, тип, метафора и др.);
- писать сочинение по личным впечатлениям, по картине и по предложенной
тематике.
7 КЛАСС
Обучающийся научится:
- выразительно читать вслух и наизусть произведения, их фрагменты в
рамках программы;
- определять и формулировать проблему прочитанных произведений;
- соотносить содержание и проблему художественных произведений;
- характеризовать литературного героя, его внешность и внутренние
качества, поступки и отношения с другими героями;
- анализировать произведение, используя изученные теоретико-литературные
понятия при анализе художественного текста (рассказ, повесть, роман,
жанры лирики, комедия, драма, сюжет, диалог, монолог, композиция,
художественное время и пространство и др.);

18

- определять род и жанр литературного произведения;
- выявлять характер конфликта в произведении;
- писать сочинения по предложенной литературной тематике (с опорой на
одно произведение).
8 КЛАСС
Обучающийся научится:
- характеризовать факты из биографии писателя и сведения об историкокультурном контексте его творчества;
- определять и формулировать тематику, проблематику и идейное
содержание прочитанных произведений;
- анализировать литературное произведение; определять род и жанр
литературного произведения на основе анализа важнейших особенностей его
содержания и формы; характеризовать в произведениях конфликт (внешний
и внутренний);
- характеризовать особенности строения сюжета и композиции; определять
стадии развития действия в художественных произведениях;
- определять роль художественной детали, выявлять ее художественную
функцию, определять роль пейзажа и интерьера в произведении;
- выявлять языковые особенности произведения; определять в тексте
художественные средства и характеризовать их роль в литературном
произведении;
- участвовать в дискуссии о прочитанном, формулировать свою точку зрения,
аргументированно ее отстаивать, понимать смысл других суждений;
- использовать изученные теоретико-литературные понятия при анализе
художественного текста (просветительский реализм, реалистическая проза,
символ и др.);
- писать сочинение по предложенной литературной тематике (с опорой на
одно произведение или несколько произведений одного писателя).

19

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№
п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов
всего

контрольные работы практические работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурс

ВВЕДЕНИЕ
Раздел 1. Периодическая печать на татарском языке для детей
1.1.

Периодическая
печать
на 1
татарском языке для детей.
Детский
журнал
«Ялкын»
(«Пламя»)

Итого по разделу

0

0

http://shigriyat.ru
http://www.tatknigafun
d.ru

0

0

http://tatar.moy.su
http://www.tugantelem.
narod.ru

1

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Раздел 2. Сказки
2.1.

Устное народное творчество как 3
народное достояние. Особенности
фольклорных
произведений.
Основные
жанры
фольклора.
Отображение
национального
характера в сказках. Сказки, виды
сказок.
Татарские
народные
сказки: «Хәйләкәр төлке» («Хитрая
лиса»), «Өч кыз» («Три дочери»)

20

Итого по разделу

3

Раздел 3. Мифы
3.1.

Понятие о мифе. Происхождение 2
мифов,
их
классификация.
Татарские народные мифы. Мифы:
«Җил иясе җил чыгара» («Откуда
появляется
ветер»),
«Тавык»
(«Курица»)

Итого по разделу

0

0

http://adiplar.narod.ru
http://kitap.net.ru

0

0

http://edu.kpfu.ru/cours
e/view.php?id=1673.

2

Раздел 4. Предания и легенды
4.1.

Предания и легенды. Особенности 2
жанра.
Отличие
легенд
от
преданий. Легенда: «Зөһрә кыз»
(«Девушка Зухра»). Предания:
«Шәһәр нигә Казан дип аталган»
(«Почему город назвали Казанью»)

Итого по разделу

2

Раздел 5. Малые жанры устного народного творчества
5.1.

Малые жанры устного народного 2
творчества
Загадки. Пословицы и поговорки

0

0

http://edu.kpfu.ru/cours
e/view.php?id=1130.

5.2.

Повторение
материала.
Контрольная

1

0

http://shigriyat.ru

пройденного 1
работа

http://www.tatknigafun

21

Тестирование
Итого по разделу

d.ru
3

ТАТАРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Раздел 6. Литературная (авторская) сказка
6.1.

Литературная сказка. Фольклорные 2
традиции в литературной сказке.
Художественный
вымысел
литературной сказки. Г. Тукай.
«Шүрәле»
(«Шурале»).
Мифологический сюжет сказки.
Поэтические особенности сказкипоэмы. Художественный смысл
сказки. Образ Шурале в искусстве.
Ознакомительная информация о
балете «Шурале»

Итого по разделу

0

0

http://adiplar.narod.ru

2

Раздел 7. Проза
7.1.

Эпические
произведения,
их 1
особенности.
Жанр
рассказа.
Ф. Яруллин.
«Кояштагы
тап»
(«Пятно
на
солнце»).
Принципы
нравственности.
Понятия честности, милосердия,
взаимовыручки
и
взаимоподдержки

0

0

http://edu.kpfu.ru/cours
e/view.php?id=1136

7.2.

Ф. Амирхан. «Ай өстендәге Зөһрә 3

0

0

http://edu.kpfu.ru/cours

22

кыз» («Девушка Зухра на Луне»).
Фольклорные
мотивы
в
литературном
произведении.
Победа добра над злом. Система
образов в сказке, символические
образы.
Повторение пройденной темы
7.3.

e/view.php?id=1131

Творческая работа: сочинение на 2
основе личных впечатлений

Итого по разделу

0

0

http://www.tugantelem.
narod.ru

0

0

http://adiplar.narod.ru

6

Раздел 8. Басня
8.1.

Жанр басни. Особенности жанра. 2
Герои,
композиция.
Г. Тукай.
«Умарта корты һәм чебеннәр»
(«Пчела и мухи»). М. Гафури.
«Сарыкны кем ашаган» («Кто съел
овцу»)

Итого по разделу

2

Раздел 9. Лирические произведения
9.1.

Лирика, особенности лирических 2
произведений.
Г. Тукай.
«Туган
җиремә»
(«Родной
земле»).
Особенности пейзажной лирики.
Воспевание родной земли

0

0

http://shigriyat.ru
http://www.tatknigafun
d.ru

9.2.

Жизнь и творчество М. Джалиля. 2
М. Джалиль. Баллада «Сандугач

0

0

http://adiplar.narod.ru

23

һәм чишмә» («Соловей и родник»).
Восхваление храбрости и мужества
советского
солдата.
Чувство долга перед Родиной
9.3.

Творческая работа: рассказ по 1
картине
Х. Якупова
«Хөкем
алдыннан» («Перед приговором»)

0

0

http://www.tugantelem.
narod.ru

9.4.

М. Аглямов. «Матурлык минем 1
белән» («Красота всегда со мной»).
Тема красоты

0

0

http://shigriyat.ru
http://www.tatknigafun
d.ru

9.5.

Р. Миннуллин. «Әни, мин көчек 2
күрдем» («Мама, я видел щенка»),
«Олы булсам...» («Когда я стану
взрослым...»).
Детская
мечта.
Чувства сострадания и милосердия

0

0

http://shigriyat.ru
http://www.tatknigafun
d.ru

9.6.

Ш. Галиев. «Һәркем әйтә дөресен» 2
(«Каждый
говорит
правду»).
Повторение пройденной темы

0

0

http://adiplar.narod.ru

0

0

http://www.tugantelem.
narod.ru

Итого по разделу

10

Раздел 10. Драматические произведения
10.1. Драматические
произведения. 2
Т. Миннулин. «Гафият турында
әкият» («Сказка
о
Гафияте»).
Фольклорное
начало
в
произведении.
Сказочные
персонажи

24

Итого по разделу

2

Раздел 11. Подведение итогов
11.1. Повторение
материала.
Контрольная
Подведение итогов

пройденного 1

1

0

2

0

http://www.tugantelem.
narod.ru

работа.

Итого по разделу

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ПРОГРАММЕ

ЧАСОВ

ПО 34

6 КЛАСС
№
п/п

Наименование разделов и тем Количество часов
программы
всего
контрольные работы практические работы

Электронные
образовательные ресурсы

ВВЕДЕНИЕ
Раздел 1. Татарская периодическая печать для молодежи. Гимн
1.1.

1.2.

Татарская периодическая печать 1
для молодежи. Журнал «Идел»
(«Идель»).

0

Гимн.
Гимн
Татарстана.

0

России.

Гимн 1

Итого по разделу
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

2

0

http://shigriyat.ru
http://www.tatknig
afund.ru

0

http://www.tugantelem.narod.ru

(цифровые)

25

Раздел 2. Татарские народные песни
2.1.

Татарские народные песни, их 1
классификация
(лирические,
исторические,
игровые
и
обрядовые
песни,
частушки).
Поэтические
особенности
народных песен, образы и приемы
их
создания.
Роль песни в жизни людей.
Песни:
«Иске
кара
урман»
(«Старый
дремучий
лес»),
«Биючеләр көе» («Плясовая»).
Повторение пройденной темы

0

0

http://adiplar.narod.ru

2.2.

Проектная
работа: «Җыр 1
күңеллегә куаныч, күңелсезгә
юаныч»
(«Где песня льется, там легче
живется»)

0

0

http://shigriyat.ru

Итого по разделу

http://www.tatknigafund.ru

2

ТАТАРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Раздел 3. Приемы создания образа в лирическом произведении
3.1.

Лирические
произведения. 1
Образ в лирическом произведении.
Р. Рәкыйпов. «Мин яратам сине,
Татарстан» («Я люблю тебя,
Татарстан!»).
Средства выражения переживаний
лирического героя. Образ Родины.

0

0

http://www.tugantelem.narod.ru

26

Чувства гордости
родному краю

и

любви

к

Творчество
Дардменда. 1
Дардменд. «Кил, өйрән» («Давай
учись»).
Роль родного языка в жизни
человека.
Понимание
необходимости
изучения других языков. Борьба за
чистоту
языка.
Дардменд.
«Видагъ»
(«Прощание»).
Чувства
и
переживания
лирического
героя.
Образы природы как средство
раскрытия души лирического
героя

0

3.3.

Р. Файзуллин. «Туган тел турында 1
бер шигырь» («Стихотворение о
родном
языке»).
Роль родного языка в жизни
человека.
Понимание
важности
его
сохранения и развития

0

0

3.4.

Контрольная
тестирование

/ 1

1

0

3.5.

Ф. Яруллин. «Сез иң гүзәл кеше 2
икәнсез» («Вы самый прекрасный
человек»).
Образ учителя в литературе.

0

0

3.2.

работа

0

http://shigriyat.ru
http://www.tatknigafund.ru

http://adiplar.narod.ru

http://www.tugantelem.narod.ru

27

Отношение к нему лирического
героя
3.6.

Л. Лерон. «Фашист очып үтте» 1
(«Фашист пролетел»). Картины
военного времени. Трагизм. Образ
врага

Итого по разделу

0

0

http://adiplar.narod.ru

0

0

http://www.tugantelem.narod.ru

0

0

http://shigriyat.ru

7

Раздел 4. Образная система произведений фантастики
4.1.

Фантастический сюжет в повести. 1
Просветительские
идеи
в
произведении.
Олицетворение добра и зла.
Утверждение идеи необходимости
обществу знания, которое служит
благородным
целям.
Роль антитезы в композиции
произведения.
Своеобразное
выражение
просветительского реализма

Итого по разделу

1

Раздел 5. Аллегорическая образность
5.1.

Г. Рахим.
(«Весенние
Условность
образность

Итого по разделу

«Яз
и

әкиятләре» 1
сказки»).
аллегорическая

1

http://www.tatknigafund.ru

28

Раздел 6. Особенности образной системы в автобиографических произведениях
6.1.

Особенности образной системы в 1
автобиографических
произведениях.
Жизнь и творчество Г. Тукая.
Г. Тукай. «Исемдә калганнар»
(отрывок из автобиографической
повести) («Мои воспоминания»).
Образ маленького Тукая.

Итого по разделу

0

0

http://www.tugantelem.narod.ru
http://edu.kpfu.ru/course/view.php?id=1673.

1

Раздел 7. Образность в жанре рассказа и повести
7.1.

Жизнь
и
творчество 2
Г. Ибрагимова.
Г. Ибрагимов.
«Алмачуар»
(«Чубарый»).
Система образов в рассказе.
Любовь героя произведения к
лошади.
Образ
татарской
деревни.
Нравственные устои татарской
деревни

Итого по разделу

0

0

http://adiplar.narod.ru

0

http://www.tugantelem.narod.ru

2

Раздел 8. Особенности образной системы в произведениях драм
9.1.

Особенности образной системы в 1
произведениях
драмы.
Г. Камал.
«Беренче
театр»
(«Первый театр»). Комический

0

29

характер
конфликта
в
произведении.
Приемы
воссоздания комичности образов.
Просветительские идеи в комедии.
Комический характер конфликта в
произведении
Итого по разделу

1

Раздел 9. Подведение итогов
9.1.

Подведение итогов. Контрольная 1
работа

Итого по разделу

1

0

2

0

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО 18
ПРОГРАММЕ

7 КЛАСС
№
п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов
всего

контрольные работы

практические работы

Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы

ВВЕДЕНИЕ
Раздел 1. Периодическая печать на татарском языке для молодежи
1.1.

Периодическая
печать
на 1
татарском языке для молодежи.
Газета
«Татарстан
яшьләре»
(«Молодежь Татарстана»)

0

0

http://shigriyat.ru
http://www.tatknigafund.ru

30

Итого по разделу

1

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Раздел 2. Баит – оригинальный жанр татарского фольклора
2.1.

Баиты как жанр устного народного 1
творчества. Особенности жанра.
Виды
баитов.
Исследователи устного народного
творчества
(Г.
Тукай,
Г.
Ибрагимов, Х. Ярми и др.).
Баит: «Сак-Сок бәете» («Баит о
Сак-Соке»)

Итого по разделу

0

0

http://www.tugantelem.narod.ru

1

ТАТАРСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Раздел 3. Жанр рассказа
3.1.

Жанр рассказа. Рассказ как 2
эпический жанр. Особенности
жанра
рассказа.
Ш.
Камал.
«Буранда»
(«В
метель»).
Приемы
эмоционального
воздействия
на
читателя.
Образ матери

0

0

http://adiplar.narod.ru

3.2.

Р.
Галиуллин.
«Сәлам» 2
(«Привет»). Противопоставление
внешней
красоты
духовному

0

0

http://shigriyat.ru
http://www.tatknigafund.ru

31

богатству
Ложь
и
Повторение
материала

человека.
разочарование.
пройденного

Итого по разделу

4

Раздел 4. Повесть
4.1.

Жанр
повести. 3
Г. Баширов. «Туган ягым – яшел
бишек» («Родимый край – зеленая
колыбель»)
(отрывки).
Образ
жизни
татарского
народа.
Духовное богатство человека,
нравственные
принципы.
Изображение
национальных
традиций
и
обычаев.
Автобиографизм
повести.
Портретная
характеристика
персонажей.
Фольклоризм в литературе

0

0

http://www.tugantelem.narod.ru

4.2.

М. Магдеев. «Без – кырык беренче 3
ел балалары» («Мы – дети сорок
первого
года»)
(отрывки).
Изображение трудностей военных
и послевоенных лет. Образ
подростка

0

0

http://shigriyat.ru

Повторение
материала.
Контрольная
тестирование

1

4.3.

пройденного 1
работа

/

http://www.tatknigafund.ru

0

http://adiplar.narod.ru

32

Итого по разделу

7

Раздел 5. Роман
5.1.

Жанр
романа. 3
М. Галяу.
«Мөһәҗирләр»
(«Мухаджиры»).
Судьба
татарского
народа.
Проблематика
романа.
Система
образов.
Повторение пройденной темы

Итого по разделу

0

0

http://www.tugantelem.narod.ru

0

0

http://shigriyat.ru

3

Раздел 6. Драма
6.1.

Драма как род литературы. Жанр 2
драмы.
Т. Миннуллин.
«Әлдермештән
Әлмәндәр» («Старик Альмандар
из Альдермыша»). Философские
основы понятий жизни и смерти,
ответственности перед обществом,
честности, уважения к своему
прошлому, вера в будущее.
Образ сильного человека в
произведении.
Аллегория
и
условность.
Конфликт как основа сюжета
драматического
произведения.
Тип
конфликта
(внешний
конфликт, внутренний конфликт,
их взаимодействие)

http://www.tatknigafund.ru

33

6.2.

Творческая работа: сочинение на 1
тему «Кеше китә – җыры кала»
(«Человек
уходит
–
песни
остаются»)

Итого по разделу

0

0

http://shigriyat.ru
http://www.tatknigafund.ru

3

Раздел 7. Лирика
7.1.

Жанры лирики (пейзажная лирика, 1
философская лирика, гражданская
лирика,
интимная
лирика).
Х. Туфан. «Кайсыгызның кулы
җылы?» («У кого руки теплее»).
Богатство
и
многообразие
человеческих
чувств
и
переживаний

0

0

http://www.tugantelem.narod.ru

7.2.

Г. Тукай. «Җәйге таң хатирәсе» 1
(«Летняя заря»). Образы природы

0

0

http://www.tugantelem.narod.ru

7.3.

Творческая работа: сочинение по 1
теме «Галибәнә яктырып, әкрен
генә ал таң ата» («Величаво и
спокойно разгорается заря»)

0

0

http://adiplar.narod.ru

7.4.

С. Хаким. «Тукайга» («Тукаю»), 2
«Бу кырлар, бу үзәннәрдә» («На
этих лугах, в этих долинах»).
Образ
родного
края,
мифологизация образа родины.
Чувство гордости и восхищения
великими личностями татарского
народа

0

0

http://shigriyat.ru
http://www.tatknigafund.ru

34

7.5.

Г. Афзал. «Без татарлар» («Мы 1
татары»). Национальный образ
народа

0

0

http://www.tugantelem.narod.ru

7.6.

Н. Арсланов. «Халкыма» («Моему 1
народу»).
Чувство гордости за свой народ,
историю и культуру

0

0

http://www.tugantelem.narod.ru

7.7.

Р. Гаташ.
«Татар
китабы» 1
(«Татарская
книга»).
Исторические
личности
татарского народа. Трагизм их
судьбы.
Книга
–
духовное
богатство, символ красоты и
вечности

0

0

http://adiplar.narod.ru

7.8.

Р. Харис. «Кеше кайчан матур» 1
(«Чем
красив
человек»).
Внутренняя красота человека

0

0

http://shigriyat.ru

Проектная работа: «Кеше кайчан 1
матур
була»
(«Чем
красив
человек»)

0

7.10. М. Мирза. «Көздә бер мәл» («Одно 1
мгновение осени»). Роль природы
в раскрытии чувств и переживаний
лирического
героя.
Долг
перед
родителями.
Благословление родителей

0

7.9.

http://www.tatknigafund.ru
0

http://shigriyat.ru
http://www.tatknigafund.ru

0

http://www.tugantelem.narod.ru

35

7.11. Г. Мурат. «Туган тел» («Родной 1
язык»). Уважение к истории
своего
народа,
чувство
ответственности за сохранение
родного
языка.
Повторение
пройденного
материала
Итого по разделу

0

0

http://edu.kpfu.ru/course/view.php?id=1673.

0

0

http://adiplar.narod.ru

0

0

http://www.tugantelem.narod.ru

12

Раздел 8. Поэма
8.1.

Лиро-эпические
жанры 1
литературы.
Жанр
поэмы.
Особенности
поэмы.
Р. Файзуллин.
«Сәйдәш»
(«Сайдаш»).
Поэма о жизни и творчестве
известного
татарского
композитора С.
Сайдашева.
Противоречия
в
судьбе
композитора

Итого по разделу

1

Раздел 9. Стихи в прозе (Нэсер)
9.1.

Жанр стихотворения в прозе. 2
Особенности
жанра.
М. Галиев. «Чатыр тау җиле»
(«Ветер
с
горы
Чатыр»).
Смысл жизни, жизненный опыт, и
преодоление
препятствий
на

36

жизненном пути
Итого по разделу

2

Раздел 10. Подведение итогов
10.1. Повторение
пройденного 1
материала.
Контрольная работа
Итого по разделу

1

0

http://shigriyat.ru
http://www.tatknigafund.ru

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО 34
ПРОГРАММЕ

2

8 КЛАСС
№
п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов
всего

контрольные работы

Электронные
(цифровые)
образовательные ресурсы
практические работы

ВВЕДЕНИЕ
Раздел 1. Татарская периодическая печать. Литература как искусство слова
1.1.

Татарская периодическая печать. 1
Знакомство с журналом «Безнең
мирас» («Наше наследие»)

0

0

http://www.tugantelem.narod.ru

1.2.

Литература как искусство слова. 1
Своеобразие
художественного
отражения жизни в словесном
искусстве.

0

0

http://shigriyat.ru
http://www.tatknigafund.ru

37

Периодизация
литературы
Итого по разделу

татарской
2

ИСТОРИЯ ТАТАРСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Раздел 2. Средневековая тюрко-татарская литература. Литература XII – первой половины XIII вв.
2.1.

Литература XII – первой половины 2
XIII
вв.,
ее
особенности.
Кул Гали. «Кыйссаи Йосыф»
(«Сказание
о
Юсуфе»).
Образы Юсуфа и Зулейхи. Сила
любви.
Идеи
гуманизма
и
справедливости. Художественное
своеобразие
поэмы.
Связь коранических сюжетов с
татарской литературой

Итого по разделу

0

0

http://www.tugantelem.narod.ru
http://edu.kpfu.ru/course/view.php?id=1673.

0

http://shigriyat.ru

2

Раздел 3. Литература XIII – первой половины XV вв.
3.1.

Общая характеристика литературы 2
XIII – первой половины XV вв.
С. Сараи. «Сөһәйл вә Гөлдерсен»
(«Сухайль
и
Гульдурсун»).
Идейно-эстетическое содержание
поэмы,
художественное
своеобразие. Противопоставление
любви
жестокости
и
несправедливости.

0

http://www.tatknigafund.ru

38

Повторение
материала
3.2.

пройденного

Творческая работа: сочинение на 1
тему «Мәхәббәт кешене матур
итә» («Любовь красит человека»)

Итого по разделу

0

0

http://shigriyat.ru
http://www.tatknigafund.ru

3

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Раздел 4. Дастан «Идегәй» («Идегей») – как памятник устного народного творчества
4.1.

Дастан
«Идегәй» («Идегей»). 2
Реальная основа произведения.
Система образов в дастане.
Изображение
сложного
пути
народа через призму масштабных
событий,
судеб
великих
исторических
личностей.
Художественное
своеобразие
дастана.
Виды дастанов

0

0

http://www.tugantelem.narod.ru
http://edu.kpfu.ru/course/view.php?id=1673.

4.2.

Проектная работа: «И, Идел- 1
йорт, Идел-йорт...» («Наш дом
родной – Идель...»)

0

0

http://www.tugantelem.narod.ru
http://edu.kpfu.ru/course/view.php?id=1673.

Итого по разделу

3

ИСТОРИЯ ТАТАРСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

39

Раздел 5. Татарская литература периода Казанского ханства
5.1.

Особенности развития татарской 1
литературы периода Казанского
ханства.
Кул Шариф. «Гафил торма» («Не
будь неучем»). Дидактическое
содержание,
назидательность
литературы.
Единство
религиозного
и
светского
содержания.
Роль знаний в жизни человека

Итого по разделу

0

0

http://shigriyat.ru
http://www.tatknigafund.ru

1

Раздел 6. Татарская литература XVII века
6.1.

Особенности развития татарской 1
литературы XVII века. Суфийская
литература.
Нравственнофилософское
направление
литературы.
М. Колый.
Хикметы.
Проблематика
хикметов.
Духовные
переживания,
нравственные устои лирического
героя

Итого по разделу

1

0

0

http://shigriyat.ru
http://www.tatknigafund.ru

40

Раздел 7. Татарская литература XVIII века

7.1.

Особенности развития татарской
1
литературы XVIII века. Сближение
литературы с жизнью народа.
Г. Утыз Имяни. «Гыйлемнең
өстенлеге турында» («О
преимуществе знания»), «Егет булу
турында» («О мужестве»), «Кәсеп
турында» («О торговле»), «Татулык
турында» («О дружбе»), «Гомер итү
турында» («О жизни»), «Үгет
турында» («О назидании»).
Назидательный характер
произведений.
Связь знания с трудом.
Беседа о честности, справедливости,
щедрости, терпении, воспитание
нравственности с молодых лет

Итого по разделу

0

0

http://shigriyat.ru
http://www.tatknigafund.ru

1

Раздел 8. Татарская литература XIX века
8.1.

Особенности развития татарской 1
литературы
в
XIX
веке.
Просветительское движение у
татар.
Становление
реалистической
поэзии.
Тематика
произведений.

0

0

http://shigriyat.ru
http://www.tatknigafund.ru

41

Творчество
Г. Кандалый.
Г. Кандалый.
«Сәхипҗәмал»
(«Сахибджамал»)
(отрывок).
Прославление в поэме чувства
великой
любви.
Описание красоты женщины.
Взаимосвязь идейно-эстетических
находок автора с развитием
общественного сознания
8.2.

8.3.

8.4.

Жизнь и творчество К. Насыри. 1
К. Насыри.
«Кырык
бакча»
(«Сорок
садов»).
Нравственные
качества.
Духовная красота человека

0

Биография
М.
Акъегетзадэ. 2
М. Акъегетзадэ.
«Хисаметдин
менла» («Хисаметдин менла»).
Просветительские
идеи
в
произведении.
Проблема
героя
времени.
Авторская позиция в создании
образа
главного
героя.
Просветительский
реализм.
Повторение
пройденного
материала

0

Творческая работа: сочинение по 2
картине

0

Итого по разделу

6

0

http://shigriyat.ru
http://www.tatknigafund.ru

0

http://shigriyat.ru
http://www.tatknigafund.ru

0

42

Раздел 9. Татарская литература начала ХХ века
9.1.

9.2.

9.3.

9.4.

Особенности
татарской 2
литературы начала ХХ века.
Приобщение
татарской
литературы
к
достижениям
восточной, русской, европейской
литературы,
философии
и
культуры.
Жизнь и творчество Г. Тукая.
Г. Тукай.
«Милләткә» («К
нации»),
«Тәэссер»
(«Впечатление»),
«Народные
напевы»
(«Милли
моңнар»).
Чувства любви и уважения к
своему народу, к нации. Глубина
переживаний лирического героя о
судьбе
татарского
народа.
Отражение фольклорных мотивов
в творчестве поэта

0

Н. Думави. «Син – кеше» («Ты – 1
человек»). Размышления о смысле
жизни, о месте человека в
обществе

0

Г. Исхаки.
«Сөннәтче бабай» 3
(«Суннатчи
бабай»).
Нравственные качества татарского
народа.
Преемственность
традиций, исторического опыта

0

Дардменд. «Кораб» («Корабль»). 1
Изображение
судьбы
нации,

0

0
http://www.tatknigafund.ru

0
http://www.tatknigafund.ru

0
http://www.tatknigafund.ru

0

http://shigriyat.ru

43

народа в образах корабля, бури,
волны и пропасти
9.5.

9.6.

9.7.

9.8.

С. Рамиев. «Таң вакыты» («На 1
рассвете»).
Переживания лирического героя
за свой народ, желание видеть его
свободным,
образованным,
прогрессивным

0

Жизнь и творчество Ф. Амирхана. 3
Ф. Амирхан. «Хәят» («Хаят»).
Противостояние культов красоты,
женственности,
любви
с
консервативной нравственностью.
Глубокий лиризм переживаний
главной
героини.
Влияние среды на формирование
мировоззрения
героини.
Система образов

0

М.
Файзи.
«Галиябану». 3
Традиционный
любовный
треугольник. Система образов в
произведении.
Конфликт.
Трагическое
разрешение
конфликта.
Повторение
пройденной темы

0

Творческая работа: «ХХ йөз 1
татар
әдәбиятында
яшьләр
образы»
(«Образ
молодого

0

0

http://shigriyat.ru
http://www.tatknigafund.ru

0

http://shigriyat.ru
http://www.tatknigafund.ru

0

http://shigriyat.ru
http://www.tatknigafund.ru

0

http://shigriyat.ru
http://www.tatknigafund.ru

44

человека в литературе начала ХХ
века»)
Итого по разделу

15

Раздел 10. Подведение итогов
10.1. Повторение
материала.
Контрольная
Подведение итогов
Итого по разделу

пройденного 1

1

работа.

0

http://shigriyat.ru
http://www.tatknigafund.ru

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО 34
ПРОГРАММЕ

1

45

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
5 -8 КЛАСС
Современная литературная теория. Антология / сост. И. В. Кабанова. – М.:
Флинта:Наука;
Заһидуллина Д. Ф. Әдәби әсәр: өйрәнәбез һәм анализ ясыйбыз: Урта гомуми
белем бирү мәктәбе укучылары, укытучылар, педагогика колледжлары һәм
югары уку йортлары студентлары өчен кулланма / Д. Ф. Заһидуллина, М. И.
Ибраһимов,
В. Р.
Әминева.
–
Казань:
«Мәгариф»
нәшр.;
Заһидуллина Д. Ф. Әдәбият кануннары һәм заман. – Казан: Татар. кит. нәшр.;
Заһидуллина Д. Ф. Дөнья сурәте үзгәрү: ХХ йөз башы татар әдәбиятында
фәлсәфи әсәрләр: монография. –
Казан: Татар.
кит.
нәшр.;
Заһидуллина Д. Ф. Модернизм һәм ХХ йөз башы татар прозасы. – Казан:
Татар.кит.нәшр.;
Татар әдәбияты: Теория. Тарих / Д. Ф. Заһидуллина, Ә. М. Закирҗанов, Т. Ш.
Гыйләҗев, Н. М. Йосыпова. – Тулыл. 2 нче басма. – Казань: «Мәгариф»
нәшр.;
Яхин Ф. З. Урта гасырлар татар әдәбияты: Татар шигъриятендә дини мистика
һәм
мифология.
Икенче
басма.
–
Казан:
«Раннур»
нәшр.;
Детский
журнал
«Ялкын»
(«Пламя»);
Газета
«Татарстан
яшьләре»
(«Молодежь
Татарстана»);
Литературно-художественный журнал «Идел» («Идель»);
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Богданова О. Ю. Теория и методика обучения литературе: учебник для студ.
высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия»;
Пранцова Г. В. Методика обучения литературе: практикум. – М.: Флинта:
Наука;
Роговер Е. С. Методика преподавания литературы: Учебное пособие. Т. 2. –
СПб.:Олимп-СПб,;
Сосновская И. В. Методика преподавания литературы в современной школе:
монография.–Иркутск:ВСГАО;
Абдуллина Д. М., Мөхәрләмова Г. Н. Әдәбият дәресләрендә шәхескә бәйле
универсаль уку гамәлләрен формалаштыру: методик ярдәмлек. – Казан:
ИЯЛИ
нәшр.;
Заһидуллина Д. Ф. Мәктәптә татар әдәбиятын укыту методикасы. – Второе
издание, переработанное и дополненное. – Казан: «Мәгариф» нәшр.;
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
5 КЛАСС

46

Образовательный портал Министерства образования и науки РТ // URL:
http://www.edu.kzn.ru;
Портал
татарского
образования
//
URL:
http://belem.ru;
Сайт издания «100 лет нашему дому» // URL: www.100летнашемудому.рф ;
Сборник
анимационных
фильмов,
созданных
объединением
«Татармультфильм»
//
URL:
www.tatarcartoon.ru;
Татарский
язык:
большой
электронный
свод
//
URL:
http://www.antat.ru/ru/tatzet ;
6 КЛАСС
Библиотека художественных произведений на татарском языке // URL: http://
Kitapxane.at.ru;
Интерактивная мультимедийная энциклопедия // URL: www.balarf.ru;
Озвученный русско-татарский онлайн-словарь // URL: www.ganiev.org;
Образовательный портал Министерства образования и науки РТ // URL:
http://www.edu.kzn.ru;
Портал
татарского
образования
//
URL:
http://belem.ru;
Сайт издания «100 лет нашему дому» // URL: www.100летнашемудому.рф;
7 КЛАСС
Интерактивная мультимедийная энциклопедия // URL: www.balarf.ru;
Озвученный русско-татарский онлайн-словарь // URL: www.ganiev.org;
Образовательный портал Министерства образования и науки РТ // URL:
http://www.edu.kzn.ru;
Портал
татарского
образования
//
URL:
http://belem.ru;
Сайт издания «100 лет нашему дому» // URL: www.100летнашемудому.рф;
Сборник
анимационных
фильмов,
созданных
объединением
«Татармультфильм»
//
URL:
www.tatarcartoon.ru;
Татарский
язык:
большой
электронный
свод
//URL:
http://www.antat.ru/ru/tatzet
Тексты на татарском языке // URL: http:Tatarca.boom.ru;
8 КЛАСС
Портал
татарского
образования
//
URL:
http://belem.ru;
Сайт издания «100 лет нашему дому» // URL: www.100летнашемудому.рф;
Сборник
анимационных
фильмов,
созданных
объединением
«Татармультфильм»
//
URL:
www.tatarcartoon.ru;
Татарский
язык:
большой
электронный
свод
//
URL:
http://www.antat.ru/ru/tatzet;
Тексты
на
татарском
языке
//
URL:
http:Tatarca.boom.ru;
УМК
«Сәлам!»
//
URL:
http://selam.tatar;
Школьная
электронная
энциклопедия
«Татар
иле»
//
URL:
www.chrestomathy.tatarile.tatar.ru;
Языки народов России в Интернете // URL: http://www.peoples.org.ru;
Электронные формы учебников // URL: www.antat.ru/ru/iyli/publishing/book;
Электронный атлас по истории Татарстана // URL: www.tatarhistory.ru;
Языки народов России в Интернете // URL: http://www.peoples.org.ru;

47

МАТЕРИАЛЬНО
ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Ноутбук, проектор, интерактивная доска


Наверх

Сабирова Неля Альфитовна

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».