Рабочая программа по русскому языку От слова к тексту 2023-2024

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
МОУО МО Красноуфимский округ
МКОУ «Сызгинская ООШ»

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по
учебной работе
________________________
С. И. Чащина
протокол № 1 от 28.08.2023г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор МКОУ "Сызгинская
ООШ"
________________________
Н. А. Сабирова
приказ № 29/3 от 29.08.2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«От слова к тексту (подготовка к ОГЭ по русскому языку)»
для обучающихся 9 класса

Составитель: Васенькова Светлана
Анатольевна,
учитель русского языка и литературы

д. Сызги 2023 г.

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен
для обучающихся 9 класса и рассчитан на 18 часов. Теоретическая часть –
11 часов, практических работ – 7 часов. Данный курс отвечает важным
целям: знакомит с практикой экзамена по русскому языку в 9 классе (ОГЭ)
Подготовительно-тренировочный курс обеспечивает понимание
системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком
и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при
организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой
аттестации, где независимо от формы проведения обучающиеся должны
продемонстрировать результаты овладения нормами современного
русского языка, основами культуры устной и письменной речи.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОТ СЛОВА К ТЕКСТУ
(ПОДГОТОВКА К ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ)»
Изучение курса направлено на достижение следующей цели:
обеспечение подготовки обучающихся 9 класса к прохождению итоговой
аттестации по русскому языку.
В ходе занятий обучающиеся должны научиться:
 овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и
лингвистической компетенции 9-классников;
 научиться грамотно писать сжатое изложение публицистического
стиля;
 владеть формами обработки информации исходного текста;
 работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи
учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;
 четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
 самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение
заданий;
 работать с бланками экзаменационной работы;
 сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.
На каждом занятии предусматривается теоретическая часть
(повторение правил, изучение трудных случаев правописания,
определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение
различных
упражнений,
помогающих сформировать
языковую,
лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания
орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые
навыки).

3

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОТ СЛОВА К ТЕКСТУ
(ПОДГОТОВКА К ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ)»
В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с ФГОС ООО учебный предмет «От слова к тексту
(подготовка к ОГЭ по русскому языку)» входит в предметную область
«Русский язык и литература». Общее число часов, отведенных на изучение
составляет 18 часов (0,5 часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Модуль 1. Учимся писать сжатое изложение и сочинениерассуждение
Первая часть работы ГИА в 9 классе – это написание сжатого
изложения по тексту публицистического или научного стиля (точнее,
научно-популярного подстиля). Сжатое изложение – это форма обработки
информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс
необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются
следующие:
 умение
точно
определять
круг
предметов
и
явлений
действительности, отражаемой в тексте;
 умение адекватно воспринимать авторский замысел;
 умение вычленять главное в информации;
 умение сокращать текст разными способами;
 умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
 умение находить и уместно использовать языковые средства
обобщённой передачи содержания.
Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, ученика
необходимо прежде всего научить понимать, что любой текст содержит
главную и второстепенную информацию. Главная информация – то, что
содержание, без которого будет неясен или искажён авторский замысел.
Следовательно, нужно научить воспринимать текст на слух так, чтобы
ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую
позицию. Обучающийся должен также тренироваться в определении
микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного
текста.
Третья часть работы ОГЭ содержит три альтернативных творческих
задания (13.1, 13.2, 13.3), из которых ученик должен выбрать только одно.

4

Задания проверяют коммуникативную компетенцию школьников. В
частности умение строить собственное высказывание в соответствии с
типом речи рассуждение. При этом не случайно особое внимание
уделяется умению аргументировать положения творческой работы,
используя прочитанный текст. Именно это общеучебное умение
необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в
профессиональной деятельности.
Умение отстаивать свои позиции, уважительно относиться к себе и
своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит
показателем культуры, рационального сознания вообще. Подлинная
рациональность, включающая способность аргументации доказательности
своей позиции, вовсе не противоречит уровню развития эмоциональной
сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое
личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.
Модуль 2. Учимся выполнять тестовые задания
Вторая часть экзаменационной работы включает задания с ответом
(2-12).
Все задания имеют практическую направленность, так как языковые
явления, проверяемые ими, составляют необходимую лингвистическую
базу владения орфографическими и речевыми нормами.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1) понимание русского языка как одной из основных национальнокультурных ценностей русского народа, определяющей роли родного
языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и
моральных качеств личности, его значения в процессе получения
школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное
отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить
чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к
речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных
грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в
процессе речевого общения; способность к самооценке на основе
наблюдения за собственной речью.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1) владение всеми видами речевой деятельности;

5

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в
повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство
получения знаний по другим учебным предметам; применение
полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на
межпредметном уровне;
3) овладение национально-культурными нормами речевого
поведения в различных ситуациях формального и неформального
межличностного и межкультурного общения.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1) представление об основных функциях языка, о роли русского
языка как национального языка русского народа, как государственного
языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи
языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и
общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и
его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание
взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее
основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и
письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения;
разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой
стили,
язык
художественной
литературы;
жанры
научного,
публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
функционально-смысловые типы речи (повествование, описание,
рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и
особенности употребления в речи;

6

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и
фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного
языка
(орфоэпическими,
лексическими,
грамматическими,
орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и
использование их в своей речевой практике при создании устных и
письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических
категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно
ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический,
морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический),
синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного
анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры,
принадлежности к определенным функциональным разновидностям
языка,
особенностей
языкового
оформления,
использования
выразительных средств языка;
8)
понимание
коммуникативно-эстетических
возможностей
лексической и грамматической синонимии и использование их в
собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность
оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе
текстов художественной литературы.

7

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Количество часов
Контрольные
Практические
работы
работы

Модуль 1. Учимся писать сжатое изложение и сочинение-рассуждение
1
Структура экзаменационной
1
0,5
работы в формате ГИА.
Число
и
вид
заданий.
Знакомство с критериями
оценки выполнения заданий.
Особенности
заполнения
бланков
экзаменационной
работы.
Знакомство
с
демонстрационным
вариантом ОГЭ
Часть 1-я
2
2
Задание
1.
Что
такое
1
0,5
микротема.
Микротемы
исходного текста. Абзацное
членение текста.
3
Задание
1.
Структурные
1
0,5
особенности
сжатого
изложения.
Основные
приёмы
компрессии
исходного текста. Отработка
приёма
исключение,
обобщение и упрощение.
Часть 2-я
6
4
Задание
13.1.
Структура
1
сочинения
на
лингвистическую
тему.
Критерии оценки задания
13.1.
5
Задание
13.1.
Тезис
1
0,5
сочинения
на
лингвистическую
тему.
Аргументы в сочинении на
лингвистическую
тему.
Заключение в сочинении на
лингвистическую тему.
6
Задание
13.2.
Структура
1

8

сочинения-рассуждения
по
тексту. Критерии оценки
задания 13.2.
7
Задание
13.2.
Тезис
1
сочинения-рассуждения.
Аргументы в сочинениирассуждении. Заключение в
сочинении-рассуждении.
8
Задание
13.3.
Структура
1
сочинения-рассуждения.
Критерии оценки задания
13.3.
9
Задание
13.3.
Тезис
1
сочинения-рассуждения.
Аргументы в сочинениирассуждении. Заключение в
сочинении-рассуждении.
Модуль 2. Учимся выполнять тестовые задания
Часть 3-я
9
10 Задание 2. Грамматическая
1
основа предложения.
11 Задание 3, 10. Анализ
1
содержания текста.
12 Задание 4. Пунктуационный
1
анализ предложения.
13 Задание 5. Синтаксический
1
анализ простого и сложного
предложений
14
Задание
6,
7.
1
Орфографический
анализ
слова
15
16

Задание 8, 12. Лексический
анализ слова
Задание 11. Анализ средств
выразительности. Основные
изобразительновыразительные
средства
русского языка и речи, их
использование
в
речи
(метафора, эпитет, сравнение,

0,5

0,5

0,5
0,5
0,5
0,5

0,5

1

0,5

1

0,5

9

17

18

гипербола, олицетворение и
другие)
Задание 9. Синтаксический
анализ.
Виды
подчинительной связи в
словосочетании
Тренировочная работа в
формате ОГЭ

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1

0,5

1

1

18

1

7

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА И
УЧИТЕЛЯ
1. Р. А. Дощинский. Русский язык. Основной государственный экзамен.
Типовые варианты экзаменационных заданий. – Издательство «Экзамен»,
Москва, 2024 г.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1. http://4oge.ru/
2. ФИПИ http://www.fipi.ru/
3. http://fipi.ru/oge-i-gve-9/normativno-pravovye-dokumenty (Обязательное
знание нормативной и правовой документации по сдаче OГЭ)
4. http://www.oge.edu.ru/ru/classes-9/egerus/ (тестовый режим подготовки)
5. https://rus-oge.sdamgia.ru/
6. http://russkiy-na-5.ru/
7. https://mogupisat.ru/spravochnik/nachalo/?clear_cache=Y?ELEMENT_ID=181332
8. http://www.oge.edu.ru
9. http://reshuoge.ru/
10. http://www.yaklass.ru
11. Игровое приложение к игре «Castle Quiz – OГЭ битва»
https://clevver.meil


Наверх

Сабирова Неля Альфитовна

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».