Рабочая программа курса внеурочной деятельности Подвижные игры 1 4 класс

1

Пояснительная записка
Программа по курсу внеурочной деятельности «Подвижные игры» 1-4
класс разработана в соответствии с:
– Федеральным Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации»
от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
– Федеральными требованиями к образовательным учреждениям в части
минимальной оснащенности учебного процесса (приказ Минобрнауки России
от 04.10.2010 № 986 «Об утверждении федеральных требований к
образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного
процесса и оборудования учебных помещений»);
– Федеральным
государственным
образовательным
стандартом
начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 №
373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования»);
– На основе примерной программы внеурочного курса, авторская
программа –
«Подвижные игры» Баскаева Е.А,2013г.
Программа курса внеурочной деятельности по физкультурно спортивному направлению «Подвижные игры» может рассматриваться как
одна из ступеней к формированию здорового образа жизни и неотъемлемой
частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе. Данная
программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья
младших школьников.
Подвижная игра - осмысленная деятельность, направленная на
достижение конкретных двигательных задач в быстроменяющихся условиях.
Подвижная игра — одно из важных средств всестороннего воспитания детей.
Характерная ее особенность — комплексность воздействия на организм и на
все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется
физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.
Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею
положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в
организме, улучшают работу всех органов и систем. Возникающие в игре
неожиданные ситуации приучают детей целесообразно использовать
приобретенные двигательные навыки. В подвижных играх создаются
наиболее благоприятные условия для развития физических качеств.
Увлеченные сюжетом игры, дети могут выполнять с интересом и притом
много раз одни и те же движения, не замечая усталости.
Игры помогают ребенку расширять и углублять свои представления об
окружающей действительности. Выполняя различные роли, изображая
разнообразные действия, дети практически используют свои знания о
повадках животных, птиц, насекомых, о явлениях природы, о средствах
передвижения, о современной технике. В процессе игр создаются
возможности для развития речи, упражнения в счете и т.д. Народные
подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон

2

веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные
устои, представления о чести, смелости, мужестве; желание обладать силой,
ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений; проявлять
смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление
к победе. Особенность подвижных игр – их соревновательный, творческий,
коллективный характер. В народных играх много юмора, шуток, задора;
движения точны и образны; часто сопровождаются неожиданными веселыми
моментами заманчивыми и любимыми младшими школьниками считалками,
жеребьёвками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть,
эстетическое значение и составляют ценнейший неповторимый игровой
фольклор.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ»
Программа «Подвижные игры» имеет спортивно-оздоровительную
направленность.
Данная программа служит для организации внеурочной деятельности
младших школьников.
Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник
радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Подвижные игры являются одним из традиционных средств педагогики.
В играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, представление о
чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью,
выносливостью, быстротой и красотой движений. Проявлять смекалку,
выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю, стремление к победе.
Подвижные игры являются частью патриотического, эстетического и
физического воспитания детей. У них формируются устойчивое,
заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны,
создаются
эмоционально
положительная
основа
для
развития
патриотических чувств: любви к Родине, её культуре и наследию. Это один
из главных и основополагающих факторов детского физического развития.
Подвижные игры способствуют совершенствованию двигательной
координации, мышечной активности, физического равновесия, а также
развитию силы, подвижности, ловкости, активности и быстроты реакций.
Более того, все подвижные игры имеют занимательный характер, тем самым
настраивая ребёнка на позитивное восприятие мира, на получение
положительных эмоций.
По содержанию все подвижные игры классически лаконичны,
выразительны и доступны детям.
Игры предшествуют трудовой деятельности ребёнка. Он начинает играть
до того, как научиться выполнять хотя бы простейшие трудовые процессы.
Правильно организованные подвижные игры должны оказывать
благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного
аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки детей.

3

Благодаря этому большое значение приобретают подвижные игры,
вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую, работу
различные крупные и мелкие мышцы тела.
Подвижные игры являются лучшим средством активного отдыха после
напряжённой умственной работы. Игровая деятельность развивает и
укрепляет основные группы мышц и тем самым способствует улучшению
здоровья. Движения, входящие в подвижные игры, по своему содержанию и
форме очень просты, естественны, понятны и доступны восприятию и
выполнению.
В играх занимающиеся упражняются в ходьбе, прыжках, метании и
незаметно для самих себя овладевают навыком основных движений.
Улучшается общая координация движений, развивается способность
целенаправленно владеть своим телом в соответствии с задачей и правилами
игры.
Приобретённый двигательный опыт и хорошая общая физическая
подготовка создают необходимые предпосылки для последующей
спортивной деятельности.
Ценность подвижных игр в том, что приобретённые умения, качества,
навыки повторяются и совершенствуются в быстро изменяющихся условиях.
Содержание
игр
обогащает
представление
и
активизирует
наблюдательность,
мышление
и
внимание,
развивает
память,
сообразительность и воображение.
Игровая деятельность всегда связана с решением определённых задач,
выполнением определённых обязанностей, преодолением разного рода
трудностей и препятствий. Преодоление препятствий укрепляет силу воли,
воспитывает выдержку, решительность, настойчивость в достижении цели,
веру в свои силы.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ»
Цель программы - Создание наиболее благоприятных условий для
формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни
как к одному из главных путей в достижении успеха.
Цели и задачи программы внеурочной деятельности по спортивнооздоровительному направлению «Подвижные игры» соответствуют целям и
задачам основной образовательной программы, реализуемой в МКОУ
«Сызгинская ООШ».
Целью реализации основной образовательной программы начального общего
образования является обеспечение планируемых результатов по достижению
выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок,
знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными,
семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями
ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его
развития и состояния здоровья.

4

В соответствии с ФГОС на ступени начального общего образования
решаются следующие задачи:

становление основ гражданской идентичности и мировоззрения
обучающихся;

формирование основ умения учиться и способности к
организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им
в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее
контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в
учебном процессе;

духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся,
предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных
установок, национальных ценностей;
 укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
Материально – техническое обеспечение программы: мячи,
скакалки, обручи, гимнастические палки, кегли, ракетки, канат,
гимнастические скамейки, стенки, маты.
Методическое обеспечение программы: игры, эстафеты, весёлые
старты, рассказ, беседа, считалки, загадки, стихи, кроссворды, экскурсии,
пословицы, поговорки, встречи со специалистами, народные приметы,
ребусы.
Приёмы и методы
При реализации программы используются различные методы
обучения:

словесные: рассказ, объяснение нового материала;

наглядные: показ новых игр, демонстрация иллюстративного
материала;

практические: апробирование новых игр: игры на свежем воздухе
на школьной спортивной площадке, эстафеты, соревнования, конкурсы.
Программа
курса
внеурочной
деятельности
по
спортивнооздоровительному направлению «Подвижные игры» составлена в
соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на
проведение 1 часа в неделю:1класс — 33 часа в год, 2-4 классы -34 часа в год.
На реализацию курса внеурочной деятельности отводится 1 час в неделю,
программа рассчитана на 135 часов. Срок реализации программы: 4 года
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ»
1 класс (33 часа)
Игры с бегом. (6ч)
Теория. Правила безопасного поведения в местах проведения подвижных
игр. Значение подвижных игр для здорового образа жизни.
Практические занятия:
Комплекс ОРУ на месте. Комплекс ОРУ с рифмованными строчками.
Игра «Фигуры». Игра «Волки, зайцы, лисы».

5

Комплекс ОРУ в движении «Мишка на прогулке». Игра «Медведи и
пчёлы». Игра «У медведя во бору».
Комплекс ОРУ в колонне по одному в движении. Игра «Второй
лишний». Игра «Краски».
Упражнения с предметами. Игра «Отгадай, чей голос?». Игра «Гуси –
лебеди».
Комплекс ОРУ в движении. Игра ««Фигуры». Игра «Волки, зайцы,
лисы».
Комплекс ОРУ с предметами. Игра» «Третий лишний». Игра «Шишки,
жёлуди, орехи».
Игры с мячом. (6 часов)
Теория. История возникновения игр с мячом.
Практические занятия:
Совершенствование координации движений. Перекаты мяча. Комплекс
ОРУ с мячом «Мячик». Игра «Мяч по полу».
Развитие глазомера и чувства расстояния. Передача мяча. Метание
мяча «Кто меткий?» Игра «Метко в цель». Игра «Бегуны и метатели».
Укрепление основных мышечных групп; мышц рук и плечевого пояса.
Игра «Передача мяча в колоннах». Игра «Гонка мячей».
Броски и ловля мяча. Игра «Мяч соседу». Игра «Подвижная цель».
Игра с прыжками. (4 часа)
Теория. Профилактика детского травматизма. Знакомство с правилами
дыхания во время прыжков. Последовательность обучения прыжкам.
Практические занятия:
Комплекс ОРУ «Скакалочка». Игра «Прыгающие воробышки».
Комплекс упражнений с длинной скакалкой «Верёвочка». Игра
«Удочка».Игра «Лягушата и цапля».
Комплекс ОРУ с короткими скакалками «Солнышко». Игра «Зеркало».
Комплекс ОРУ со скакалкой «Лучики». Игра «Выше ножки от земли».
Игры малой подвижности. (5 часов)
Теория. Правильная осанка и её значение для здоровья и хорошей учёбы.
Упражнения для формирования правильной осанки, укрепления
мышечного корсета.
Практические занятия:
Комплекс специальных упражнений «Ровная спина». Игра «Красный,
зелёный». Игра «Альпинисты».
Комплекс упражнений с мешочками. Игра «Разведчики». Игра
«Поезд».
Упражнения для исправления нарушений осанки и плоскостопия.
Игра «Летает – не летает». Игра «Копна – тропинка – кочки».
Гимнастические построения, размыкания, фигурная маршировка.
Игра «Построение в шеренгу». Игра «Кто быстрее встанет в круг».
Зимние забавы. (3 часа)
Теория. Закаливание и его влияние на организм. Первая помощь при
обморожении.

6

Практические занятия:
Игра «Скатывание шаров».
Игра «Гонки снежных комов».
Игра «Клуб ледяных инженеров».
Игра «Мяч из круга».
Игра «Гонка с шайбами».
Игра «Черепахи».
Эстафеты. (4 часа)
Теория. Знакомство с правилами проведения эстафет. Профилактика
детского травматизма.
Практические занятия:
Беговая эстафеты.
Эстафета с предметами (мячами, обручами, скакалками)
Эстафеты на развитие статистического и динамического равновесия.
Татарские народные игры. (5 часов)
Теория. Народные игры – основа игровой культуры. Роль и место игры
в жизни людей.
Практические занятия:
Разучивание народных игр. Игра « Продаём горшки» (Чулмак уены)
Разучивание народных игр. Игра «Игра «Серый волк» (Соры бүре)»
Разучивание народных игр. Игра «Скок-перескок» (Кучтем-куч)»
Разучивание народных игр. Игра «Хлопушки» (Абакле)».
2 класс (34 часа)
Игры с бегом (6 часов)
Теория. Правила безопасного поведения при проведении игр с бегом.
Техника бега с ускорением, техника равномерного бега
Практические занятия:
Комплекс ОРУ на месте. Комплекс ОРУ с рифмованными строчками.
Игра «Совушка». Игра «Вороны и воробьи»
Комплекс ОРУ в движении. Игра «К своим флажкам». Игра «День и
ночь».
Комплекс ОРУ в колонне по одному в движении. Игра «Вызов
номеров»
Игра «Пустое место».
Упражнения с предметами. Ирга «Невод». Игра «Колесо»
Комплекс ОРУ на месте. Игра «Два мороза». Игра «Воробьипопрыгунчики».
Игры с прыжками (4часа)
Теория. Правила по технике безопасности при проведении игр с
прыжками. Профилактика детского травматизма. Развитие координации
движений в прыжках со скакалкой
Практические занятия:
Комплекс ОРУ. Игра «Салки на одной ноге». Игра «Воробушки».

7

Комплекс упражнений с длинной скакалкой. Игра «Удочка». Игра «Кто
выше»
Комплекс ОРУ с мячами. Игра «Прыжки в приседе». Игра «Пингвины с
мячом».
Комплекс ОРУ с короткой скакалкой. Игра «Поймай лягушку». Игра
«Прыжки с поворотом»
Игры с мячом (6часов)
Теория. Правила безопасного поведения при играх с мячом.
Практические занятия:
Совершенствование координации движений. Игра «Передал – садись».
Игра «Свечи».
Развитие глазомера и чувства расстояния. Передача мяча. Метание
мяча
Игра «Охотники и утки». Игра «Сбей мяч»
Укрепление основных мышечных групп; мышц рук и плечевого пояса.
Игра «Рак пятится назад». Игра «Скорый поезд».
Обучение бросанию, метанию и ловле мяча в игре.
Броски и ловля мяча. Игра «Кто самый меткий». Игра «Не упусти мяч».
Игры малой подвижности (4 часа)
Теория. Правила по технике безопасности при проведении игры малой
подвижности.
Практические занятия:
Комплекс специальных упражнений «Ровная спина». Игра «Змейка».
Игра «Карлики и великаны».
Комплекс упражнений с мешочками. Игра «Кошка и мышка». Игра
«Ручеек».
Упражнения для исправления нарушений осанки и плоскостопия. Игра
«Стрекозы». Игра «Чемпионы скакалки».
Гимнастические построения, размыкания, фигурная маршировка.
Игра «Построение в шеренгу». Игра «На новое место». Игра «
Лабиринт». Игра «Что изменилось?»
Зимние забавы (4 часа)
Теория. Закаливание и его влияние на организм. Правила безопасного
поведения при катании на лыжах, санках. Инструктаж по технике
безопасности.
Практические занятия:
Игра «Лепим снежную бабу».
Игра «Лепим сказочных героев».
Игра «Санные поезда».
Игра «На одной лыже».
Игра «Езда на перекладных»
Эстафеты (5 часов)
Теория. Правила безопасного поведения при проведении эстафет
Способы деления на команды. Считалки
Практические занятия:

8

Веселые старты
Эстафеты «Бег по кочкам», «Бег сороконожек».
Эстафеты «Рак пятится назад», «Скорый поезд».
Эстафеты «Чемпионы скакалки», «Вьюны».
Эстафеты «Стрекозы», «На новое место».
Татарские народные игры (5 часов)
Теория. История изучения и организации игр. Знаменитые собиратели и
организаторы игр. Игровая терминология.
Практические занятия:
Разучивание народных игр. Игра «Ловишки» (Тотыш уены)»
Разучивание народных игр. Игра «Жмурки» (Кузбайлау уены)»
Разучивание народных игр. Игра «Перехватчики» (Куышу уены)»
Разучивание народных игр. Игра «Тимербай»
3 класс (34 часа)
Игры с бегом (5 часов)
Теория: Правила техники безопасности. Значение бега в жизни человека и
животных. Лучшие легкоатлеты страны, области, школы.
Практические занятия:
Комплекс ОРУ для укрепления мышц ног. Игра «Змейка». Игра
«Челнок».
Комплекс ОРУ на месте. Игра «Пустое место». Игра «Филин и пташки»
Комплекс ОУР в движении. Игра «Пятнашки с домом». Игра
«Прерванные пятнашки». Игра «Круговые пятнашки»
Комплекс ОРУ в колонне по одному в движении. Игра «Круговые
пятнашки». Игра «Ловушки в кругу». Игра «Много троих, хватит
двоих»
Игры с мячом (5 часов)
Теория. Правила техники безопасности при игре с мячом. Разучивание
считалок.
Практические занятия:
Комплекс ОРУ с малыми мячами. Игра «Мячик кверху». Игра «Свечи
ставить»
Комплекс ОРУ с большими мячами. Игра «Перебрасывание мяча»Игра
«Зевака». Игра «Летучий мяч».
Комплекс ОРУ с набивными мячами. Игра «Выбей мяч из круга». Игра
«Защищай город».
Комплекс ОРУ с мячами. Игра «Гонка мячей». Игра «Попади в цель».
Игра «Русская лапта»
Игры с прыжками (5 часов)
Теория. Правила техники безопасности при игре с прыжками.
Для чего человеку важно уметь прыгать. Виды прыжков. Разучивание
считалок.
Практические занятия:
Комплекс ОРУ. Игра «Воробушки и кот». Игра «Дедушка – рожок».

9

Комплекс ОРУ. Игра «Переселение лягушек». Игра «Лошадки».
Комплекс ОРУ. Игра «Петушиный бой». Игра «Борьба за прыжки».
Комплекс ОРУ. Игра «Солка на одной ноге». Игра «Кто первый?».
Игры малой подвижности (6 часов)
Теория. Правила техники безопасности. Знакомство с играми на
внимательность.
Практические занятия
Игры на внимательность. Игра «Летит - не летит». Игра «Запрещенное
движение». Игра «Перемена мест».
Комплекс ОРУ для правильной осанки, разучивание считалок.
Игры «Колечко». Игра «Море волнуется». Игра «Кривой петух»
Комплекс ОРУ. Игра «Молчанка». Игра «Колечко».
Комплекс ОРУ. Игра «Краски». Игра «Перемена мест»
Зимние забавы (3 часа)
Теория. Правила техники безопасности зимой. Осторожно лед.
Загадки и пословицы о зиме. Беседа о закаливании.
Практические занятия:
Игра «Строим крепость».
Игра «Взятие снежного городка».
Игра «Лепим снеговика».
Игра «Меткой стрелок».
Эстафеты (6 часов)
Теория. Значение слова эстафета. Разбивание разными способами команд
на группы.
Практические занятия:
Эстафеты «Передал – садись», «Мяч среднему», «Парашютисты»,
«Скакалка под ногами», «Тачка».
Эстафета «Челночный бег», «По цепочке», «Вызов номеров»,
«Дорожки», «Шарик в ложке».
Эстафета «Ведерко с водой», «Кати большой мяч впереди себя»,
«Нитки наматывать», «Передача мяча в колонне», «Поезд».
Татарские народные игры (4 часа)
Теория. Материальная и духовная игровая культура. Организация и
проведение игр на праздниках.
Практические занятия:
Разучивание народных игр. Игра «Угадай и догони» (Уйлагыз һәм
тотып алыгыз)»
Разучивание народных игр. Игра «Кто первый?». (Кем беренче?)»
Разучивание народных игр. Игра «Мяч по кругу» (Теенчек уены)»
Разучивание народных игр. Игра «Спутанные кони» (Тышаулы атлар)».
4 класс (34 часа)
Игры с бегом (5 часов)
Теория. Правила ТБ при проведении подвижных игр. Способы деления на
команды. Повторение считалок.

10

Практические занятия:
Комплекс ОРУ в движении. Игра «Бег командами». Игра «Мешочек».
Комплекс ОРУ с предметами. Игра «Городок». Игра «Русская лапта
Комплекс ОРУ на месте. Игра «Лиса в курятнике». Игра «Ловкие
ребята».
Комплекс ОРУ с предметами. Игра «Пятнашки в кругу».Игра «Караси
и щуки».
Игры с мячом (5 часов)
Теория. Правила безопасного поведения с мячом в местах проведения
подвижных игр. Инструктаж по ТБ.Способы передачи мяча; переброска
мячей друг другу в шеренгах.
Практические занятия:
Комплекс ОРУ с малыми мячами. Игра «Мяч в центре». Игра «Мяч
среднему».
Комплекс ОРУ с большими мячами. Игра «Мяч – соседу». Игра
«Охотники».
Комплекс ОРУ с набивными мячами. Игра «Отгадай, кто бросил».
Игра «Защищай ворота».
Комплекс ОРУ с мячами. Игра «Подвижная цель». Игра «Обгони
мяч».Игра «Мяч в центре».
Игры с прыжками (5 часов)
Теория. Правила безопасного поведения в местах проведения подвижных
игр.
Профилактика детского травматизма. Разучивание считалок.
Практические занятия:
Комплекс ОРУ. Игра «Туда- обратно». Игра «Зайцы в огороде».
Комплекс ОРУ. Игра «Шишки, жёлуди, орехи».Игра «белые
медведи».
Комплекс ОРУ. Игра «Карусели». Игра «Тропка».
Комплекс ОРУ. Игра «Ловушка». Игра «Капканы».
Игра малой подвижности (6 часов)
Теория. Правила безопасного поведения в местах проведения подвижных
игр. Инструктаж по ТБ. Разучивание рифм для проведения игр.
Практические занятия:
Комплекс ОРУ на месте. Игра «Кто дальше бросит?». Игра «Что
изменилось?». Игра «Найди предмет».
Комплекс ОРУ на месте. Игра «Слушай сигнал». Игра «Угадай, кто
это?». Игра «Точный телеграф».
Комплекс ОРУ на месте. Игра «Невидимки». Игра «Наблюдатели».
Игра «Кто точнее».
Комплекс ОРУ на месте. Игра «Ориентирование без карты». Игра
«Садовник».
Зимние забавы (3 часа)
Теория. Правила безопасного поведения при катании на лыжах, санках.

11

Инструктаж по ТБ. Повторение попеременного двухшажного хода,
поворота в движении и торможение.
Практические занятия:
Игра «Снежком по мячу».
Игра «Пустое место».
Игра «Кто дальше» (на лыжах).
Игра «Быстрый лыжник».
Эстафеты (5 часов)
Теория. Правила безопасного поведения при проведении эстафет.
Инструктаж по ТБ.
Способы деления на команды. Повторение считалок.
Практические занятия:
Эстафеты «Ходьба по начерченной линии», с доставанием подвижного
мяча, «Кто первый?», эстафета парами.
Эстафета с лазанием и перелезанием, линейная с прыжками, с бегом
вокруг гимнастической скамейки, «веревочка под ногами».
Эстафета с предметами (скакалки, мячи, обручи)
Татарские народные игры (5 часов)
Теория. Традиционные народные праздники. Календарные народные
праздники. Классификация народных игр.
Практические занятия:
Разучивание народных игр. Игра «Серый волк» (Соры бүре)».
Разучивание народных игр. Игра «Жмурки» (Кузбайлау уены)»
Разучивание народных игр. Игра «Мяч по кругу» (Теенчек уены)».
Разучивание народных игр. Игра «Игра «Спутанные кони» (Тышаулы
атлар)»».
Материально – техническое обеспечение программы: мячи,
скакалки, обручи, гимнастические палки, кегли, ракетки, канат,
гимнастические скамейки, стенки, маты.
Методическое обеспечение программы: игры, эстафеты, весёлые
старты, рассказ, беседа, считалки, загадки, стихи, кроссворды, экскурсии,
пословицы, поговорки, встречи со специалистами, народные приметы,
ребусы.
Приёмы и методы
При реализации программы используются различные методы
обучения:
словесные: рассказ, объяснение нового материала;
наглядные: показ новых игр, демонстрация иллюстративного
материала;
практические: апробирование новых игр: игры на свежем воздухе
на школьной спортивной площадке, эстафеты, соревнования,
конкурсы.

12

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по
спортивно-оздоровительному направлению «Подвижные игры» является
формирование следующих умений:
 целостный, социально ориентированный взгляд на мир;
 ориентация на успех в учебной деятельности и понимание его
причин;
 способность к самооценке на основе критерия успешной
деятельности;
 активно включаться в общение и взаимодействие со
сверстниками на принципах уважения и доброжелательности,
взаимопомощи и сопереживания;
 проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в
достижении поставленных целей;
 освоение моральных норм помощи тем, кто в ней нуждается,
готовности принять на себя ответственность;
 развитие мотивации достижения и готовности к преодолению
трудностей на основе конструктивных стратегий совладанияи умения
мобилизовать
свои
личностные
и
физические
ресурсы
стрессоустойчивости;
 освоение правил здорового и безопасного образа жизни.
Метапредметными
результатами
программы
внеурочной
деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Подвижные
игры» является формирование следующих универсальных учебных действий
(УУД):
1. Регулятивные УУД:
умения планировать, регулировать, контролировать и оценивать
свои действия;
планирование общей цели и пути её достижения;
распределение функций и ролей в совместной деятельности;
конструктивное разрешение конфликтов;
осуществление взаимного контроля;
оценка собственного поведения и поведения партнёра и
внесение необходимых коррективов;
принимать и сохранять учебную задачу;
планировать свои действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями её реализации;
учитывать установленные правила в планировании и контроле
способа решения;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей,
товарищей, родителей и других людей;

различать способ и результат действия;

13

вносить необходимые коррективы в действие после его
завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок,
использовать предложения и оценки для создания нового, более
совершенного результата.
2. Познавательные УУД:
 добывать новые знания: находить дополнительную
информацию по содержанию курса, используя дополнительную
литературу, свой жизненный опыт;
 перерабатывать полученную информацию, делать выводы;
 преобразовывать информацию из одной формы в другую:
предлагать свои правила игры на основе знакомых игр;
 устанавливать причинно-следственные связи.
3. Коммуникативные УУД:
взаимодействие, ориентация на партнёра, сотрудничество и
кооперация (в командных видах игры);
адекватно использовать коммуникативные средства для
решения различных коммуникативных задач;
допускать возможность существования у людей различных
точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и
ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации
различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
совместно договариваться о правилах общения и поведения и
следовать им;
учиться выполнять различные роли в группе.
Оздоровительные
результаты
программы
внеурочной
деятельности:
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной
деятельности является физическая подготовленность и степень совершенства
двигательных умений, высокий уровень развития жизненных сил,
нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие
 двигательная подготовленность как важный компонент здоровья
учащихся;
 развитие физических способностей;
 освоение правил здорового и безопасного образа жизни;
 развитие психических и нравственных качеств;
 повышение социальной и трудовой активности; планировать
занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать
отдых и досуг с использованием средств физической активности;
 организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры;

14

 Взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения
подвижных игр и соревнований;
применять жизненно важные двигательные навыки и умения
различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести
обучающиеся в процессе реализации программы внеурочной
деятельности
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивнооздоровительному направлению «Подвижные игры» обучающиеся должны
знать:
основы истории развития подвижных игр в России;
педагогические, физиологические и психологические основы
обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств;
возможности формирования индивидуальных черт свойств
личности посредством регулярных занятий;
индивидуальные способы контроля за развитием адаптивных
свойств организма, укрепления здоровья и повышение физической
подготовленности;
правила личной гигиены, профилактика травматизма и оказания
доврачебной помощи; влияние здоровья на успешную учебную
деятельность;
значение физических упражнений для сохранения и укрепления
здоровья;
Должны уметь:
адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
отвечать за свои поступки;
отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора;
 технически правильно осуществлять двигательные действия,
использовать их в условиях соревновательной деятельности и
организации собственного досуга;
проводить самостоятельные занятия по развитию основных
физических способностей, коррекции осанки и телосложения;
разрабатывать
индивидуальный
двигательный
режим,
подбирать и планировать физические упражнения;
управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со
взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;
соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма
на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь
при травмах и несчастных случаях;
пользоваться современным спортивным инвентарем и
оборудованием.

15

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
№
П/П

1
2

Наименован
ие раздела

Тема занятия

Игры с бегом ТБ. Игра «Фигуры».
6 часов
Игра «Волки, зайцы, лисы».

Кол- Электронные
во
(цифровые)
часов образовательные
ресурсы
1
1

3

Комплекс ОРУ в движении
«Мишка на прогулке». Игра «У
медведя во бору».

1

4

Игра «Второй лишний».

1

5

Игра ««Фигуры».

1

6

Игра «Шишки, жёлуди, орехи».

1

Игра «Мяч по полу».

1

Перекаты мяча. Комплекс ОРУ с
мячом «Мячик».

1

9

Игра «Метко в цель». Игра
«Бегуны и метатели».

1

10

Игра «Передача мяча в
колоннах». Игра «Гонка мячей».

1

11

Игра «Мяч соседу».

1

12

Игра «Подвижная цель».

1

Игра «Прыгающие воробышки».

1

Игра «Удочка».Игра «Лягушата и
цапля».

1

15

Игра «Зеркало».

1

16

Игра «Выше ножки от земли».

1

7
8

Игры с
мячом
6 часов

13
14

Игры с
прыжками
4 часа

17 Игры малой
подвижности

1
Игра «Альпинисты».
Игра «Красный, зелёный». Игра
«Поезд».

1

19

Игра «Копна – тропинка – кочки».

1

20

Игра «Построение в шеренгу».

1

18

5 часов

Физкульт.Ура
https://www.fizkultura.ru/mobile_game

Физкульт.Ура
https://www.fizkultura.ru/mobile_game

Физкульт.Ура
https://www.fizkultura.ru/mobile_game

Физкульт.Ура
https://www.fizkultura.ru/mobile_game

16

Игра «Кто быстрее встанет в
круг».

1

Игра «Гонки снежных комов».

1

Игра «Мяч из круга».

1

Игра «Гонка с шайбами».

1

Знакомство с правилами
проведения эстафет.

1

26

Беговая эстафеты.

1

27

Эстафета с предметами (мячами,
обручами, скакалками)

1

28

Эстафеты на развитие
статистического и динамического
равновесия

1

Игра " Продаём горшки»
(Чулмак уены)

1

Игра «Серый волк» (Соры бүре)

1

31

Игра «Скок-перескок» (Кучтемкуч)

1

32

Игра «Хлопушки» (Абакле)

1

33

Игра «Займи место» (Буш урын)

1

21
22
23

Зимние
забавы
3 часа

24
25

29
30

Эстафеты
4 часа

Татарские
народные
игры
5 часов

Физкульт.Ура
https://www.fizkultura.ru/mobile_game

Физкульт.Ура
https://www.fizkultura.ru/mobile_game

Физкульт.Ура
https://www.fizkultura.ru/mobile_game

17

2 класс
№
П/П

1

Наименован
ие раздела

Тема занятия

Игра с бегом ТБ. Игра «Вороны и воробьи»
6 часов

Кол- Электронные
во
(цифровые)
часов образовательные
ресурсы
1

Игра «Совушка».

1

3

Игра «День и ночь».

1

4

Игра «Вызов номеров»

1

5

Игра «Два мороза».

1

6

Игра «Воробушки».

1

Игра «Салки на одной ноге

1

Игра «Кто выше»

1

9

Игра «Пингвины с мячом».

1

10

Игра «Поймай лягушку».

1

2

7
8

Игры с
прыжками
4 часа

11

Игры с
мячом

Игра «Свечи».

1

12

6 часов

Игра «Передал – садись».

1

13

Игра «Охотники и утки».

1

14

Игра «Рак пятится назад».

1

15

Игра «Кто самый меткий».

1

16

Игра «Не упусти мяч»

1

Игра «Карлики и великаны».

1

Игра «Кошка и мышка».

1

Игра «Чемпионы скакалки».

1

17
18

Игры малой
подвижнос
ти
4 часа

19

Физкульт.Ура
https://www.fizkultura.ru/mobile_game

Физкульт.Ура
https://www.fizkultura.ru/mobile_game

Физкульт.Ура
https://www.fizkultura.ru/mobile_game

Физкульт.Ура
https://www.fizkultura.ru/mobile_game

18

Гимнастические построения,
размыкания, фигурная
маршировка.
Игра «Построение в шеренгу».
Игра «На новое место». Игра
«Лабиринт». Игра «Что
изменилось?»

1

Игра «Лепим сказочных героев».

1

Игра «Лепим снежную бабу».

1

23

Игра «Санные поезда».

1

24

Игра «Езда на перекладных»

1

Эстафеты «Бег сороконожек».

1

Эстафеты «Бег по кочкам»,

1

27

Эстафеты «Рак пятится назад»,
«Скорый поезд».

1

28

Эстафеты «Чемпионы скакалки»,
«Вьюны».

1

29

Эстафеты «Стрекозы», «На новое
место».

1

Игра «Ловишки» (Тотыш уены)

1

Игра «Жмурки» (Кузбайлау уены)

1

32

Игра «Перехватчики» (Куышу
уены)

1

33

Игра «Тимербай»

1

Игра «Лисички и курочки»
(Тельки хэм тавыклар)

1

20

21

Зимние
забавы

22

4 часа

25
26

30
31

34

Эстафеты
5 часов

Татарские
народные
игры
5 часов

Физкульт.Ура
https://www.fizkultura.ru/mobile_game

Физкульт.Ура
https://www.fizkultura.ru/mobile_game

Физкульт.Ура
https://www.fizkultura.ru/mobile_game

19

3 класс
№
П/П

Наименование Тема занятия
раздела

Кол-во
часов

ТБ. Игра «Челнок».

1

Игра «Змейка».

1

3.

Игра «Филин и пташки»

1

4.

Игра «Круговые пятнашки»

1

5.

Игра «Много троих, хватит
двоих»

1

Игра «Свечи ставить»

1

Игра «Мячик кверху».

1

8.

Игра «Летучий мяч».

1

9.

Игра «Защищай город».

1

10.

Игра «Попади в цель».

1

Игра «Дедушка – рожок».

1

Игра «Воробушки и кот».

1

13.

Игра «Переселение лягушек».

1

14.

Игра «Борьба за прыжки».

1

15.

Игра «Кто первый?».

1

Игра «Перемена мест».

1

1.
2.

6.
7.

11.
12.

16.

Игры с бегом
5 часов

Игры с мячом
5 часов

Игры с
прыжками
5 часов

Игры малой

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Физкульт.Ура
https://www.fizkultura.ru/mobile_game

Физкульт.Ура
https://www.fizkultura.ru/mobile_game

Физкульт.Ура
https://www.fizkultura.ru/mobile_game

Физкульт.Ура

20

Игра «Запрещенное
движение».

1

18.

Игра « Море волнуется».

1

19.

Игра «Колечко».

1

20.

Игра «Краски».

1

21.

Игра «Перемена мест»

1

Игра «Строим крепость».

1

Игра «Меткий стрелок».

1

Игра «Лепим снеговика».

1

Эстафеты «Передал – садись»

1

Игра «Скакалка под ногами».

1

27.

Эстафета «Вызов номеров».

1

28.

Эстафета «Челночный бег»,
«По цепочке».

1

29.

Эстафета «Ведерко с водой»,
«Нитки наматывать».

1

30.

Эстафета «Кати большой мяч
впереди себя».

1

Игра «Угадай и догони»
(Уйлагыз һәм тотып алыгыз)

1

Игра «Кто первый?». (Кем
беренче?)

1

33.

Игра «Мяч по кругу»
(Теенчек уены)

1

34.

Игра «Спутанные кони»
(Тышаулы атлар)

1

17.

22.
23.

подвижности
6 часов

Зимние
забавы
3 часа

24.
25.
26.

31.

Эстафеты
6 часов

Татарские
народные
игры

32.
4 часа

https://www.fizkultura.ru/mobile_game

Физкульт.Ура
https://www.fizkultura.ru/mobile_game

Физкульт.Ура
https://www.fizkultura.ru/mobile_game

Физкульт.Ура
https://www.fizkultura.ru/mobile_game

21

4класс
№
П/П

Кол-во
часов

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

ТБ. Игра «Мешочек».

1

Игра «Бег командами»

1

Физкульт.Ура
https://www.fizkult
ura.ru/mobile_gam
e

3.

Игра «Городок».

1

4.

Игра «Ловкие ребята».

1

5.

Игра «Пятнашки в кругу».

1

Игра «Мяч среднему».

1

Игра «Мяч в центре».

1

8.

Игра «Мяч – соседу».

1

9.

Игра «Отгадай, кто бросил.

1

10.

Игра «Мяч в центре».

1

Игра «Зайцы в огороде».

1

Игра «Туда- обратно».

1

13.

Игра «белые медведи».

1

14.

Игра «Карусели».

1

15.

Игра «Ловушка».

1

Игра «Что изменилось?».

1

Игра «Кто дальше бросит?».

1

1.
2.

6.
7.

Наименование Тема занятия
раздела

Игры с бегом
5 часов

Игры с мячом
5 часов

11.

Игры с
прыжками

12.

5 часов

16.
17.

Игра малой
подвижности
6 часов

Физкульт.Ура
https://www.fizkult
ura.ru/mobile_gam
e

Физкульт.Ура
https://www.fizkult
ura.ru/mobile_gam
e

Физкульт.Ура
https://www.fizkult
ura.ru/mobile_gam

22

18.

Игра «Точный телеграф».

1

19.

Игра «Наблюдатели».

1

20.

Игра «Ориентирование без
карты».

1

21.

Игра «Пустое место».

1

Игра «Снежком по мячу».

1

Игра «Кто дальше»

1

Игра «Быстрый лыжник».

1

«Кто первый?», эстафета
парами.

1

26.

Эстафеты «Ходьба по
начерченной линии», с
доставанием подвижного
мяча.

1

27.

Эстафета с лазанием и
перелезанием,

1

28.

Эстафета линейная с
прыжками, с бегом вокруг
гимнастической скамейки,
«веревочка под ногами».

1

29.

Эстафета с предметами
(скакалки, мячи, обручи)

1

Игра «Серый волк» (Соры
бүре)

1

Игра «Жмурки» (Кузбайлау
уены)

1

32.

Игра «Мяч по кругу»
(Теенчек уены)

1

33.

Игра «Игра «Спутанные
кони» (Тышаулы атлар)»

1

34.

Игра «Хлопушки» (Абакле)

1

22.

Зимние
забавы

23.

3 часа

24.
25.

Эстафета
5 часов

30.

Народные
игры

31.

5 часов

e

Физкульт.Ура
https://www.fizkult
ura.ru/mobile_gam
e

Физкульт.Ура
https://www.fizkult
ura.ru/mobile_gam
e

Физкульт.Ура
https://www.fizkult
ura.ru/mobile_gam
e

23

Список литературы:
1.Дмитриев В.Н. «Игры на открытом воздухе» М.: Изд. Дом МСП, 1998г.
2.Кереман А.В. «Детские подвижные игры народов СССР» М.:
Просвещение, 1989г.
3. «Я иду на урок. Начальная школа. Физическая культура». М.: Изд.
«Первое сентября», 2005 г.
4.«Поурочные разработки по физкультуре. 1- 4 классы. Методические
рекомендации, практические материалы, поурочное планирование. 2
издание исп. М.: ВЫАКО, 2005 г
5. Попова Г.П. «Дружить со спортом и игрой. Поддержка
работоспособности школьника: упражнения, игры, инсценировки»
Волгоград. Учитель, 2008 г
6. Видякин М.В. «Внеклассные мероприятия По физкультуре в средней
школе» Волгоград. Учитель, 2004 г
7. Советова Е.В. «Оздоровительные технологии в школе» Ростов. Феникс,
2006 г
8. Шарова Ю.Н., Василькова Т.Я. , Зуева Е.А.«Новгородские традиционные
игры» Великий Новгород, Центр творческого развития и гуманитарного
образования «Визит», 1999 г

24


Наверх

Сабирова Неля Альфитовна

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».