2 Пояснительная записка Направленность дополнительной общеразвивающей программы – физкультурно-спортивной направленности Уровень освоение программы – базовый. Актуальность программы Актуальность данной программы дополнительного образования в том, что она усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует реализации сил, знаний, полученных детьми и подростками в базовом компоненте, формированию жизненных ценностей, овладению опытом самоорганизации, самореализации, самоконтроля ребенка и помогает ребятам в профессиональном самоопределении. Новизна и оригинальность программы в том, что она учитывает специфику дополнительного образования и охватывает значительно больше желающих заниматься этим видом спорта, предъявляя посильные требования в процессе обучения. Она дает возможность заняться баскетболом с «нуля» тем детям, которые еще не начинали проходить раздел «баскетбол» в школе, а также внимание к вопросу воспитания здорового образа жизни, всестороннего подхода к воспитанию гармоничного человека. С каждым годом учебные нагрузки в школах возрастают, а возможности активного отдыха ограничены. Очень важно, чтобы после уроков ребенок имел возможность снять физическое утомление и эмоциональное напряжение посредством занятий в спортивном зале веселыми и разнообразными подвижными и спортивными играми. Наиболее интересной и физически разносторонней является игра баскетбол, в которой развиваются все необходимые для здорового образа жизни качества (выносливость, быстрота, сила, координация движений, ловкость, точность, прыгучесть и др.), а также формируются личные качества ребенка (общительность, воля, целеустремленность, умение работать в команде). В условиях небольшого школьного зала посредством баскетбола достигается высокая двигательная активность большой группы детей, также есть возможность легко дозировать нагрузку с учетом возраста, пола и подготовленности. В холодное время года дети любят собираться в светлом спортзале не только для спортивных тренировок, но и для общения со сверстниками своей и других школ, интересно проводят свободное время и воскресные дни, не ищут развлечений на улице, а также приобщают родителей для поддержки на соревнованиях. Нормативно-правовые акты и документы: 1. Федеральный Закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273). 2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 года). 3 3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 года №996-р) 4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 5. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». 6. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.05.2018 №298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями на 30 сентября 2020 года Приказ № 533). 8. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р); 9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (с изменениями на 02.02.2021). 10. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». 11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»; 12. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»). 13. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. №162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»; 4 14. Методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях», утвержденные приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 01.11.2021 №934-д «Об утверждении методических рекомендаций» (с изменениями от 04.03. 2022 №219-д). 11. Устав МКОУ «Сызгинская ООШ» (в действующей редакции). 12.Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе МКОУ «Сызгинская ООШ». 13. Дополнительная общеобразовательная программа МКОУ «Сызгинская ООШ» ( Приказ №29/3 от «29» 08 2023 г). 14Учебный план дополнительного образования (Приказ №29/3 от «29» 08 2023 г.) Категория учащихся: Участниками программы являются обучающиеся с 6 по 9 класс в возрасте от 12 до 15 лет, посещающие образовательную школу. К тренировочному процессу допускаются все желающие, не имеющие медицинских противопоказаний к занятиям избранного вида физкультурноспортивной деятельности. Срок реализации программы (объем) – 1 год обучения (68 часов). Формы и режим занятий: командная, малыми группами, индивидуальная. Занятия проводятся раз в неделю по 2 часа. Перечень видов занятий: тренировочные занятия, беседы, соревнования, тестирования, спортивные конкурсы, праздники, просмотры соревнований. Перечень форм подведения итогов реализации программы: Контрольные игры проводятся регулярно в учебных целях как более высокая ступень учебных игр с заданиями. Кроме того, контрольные игры незаменимы при подготовке к соревнованиям. Цели и задачи изучения программы Цель программы: формирование моральных и волевых качеств учащихся, укрепление их здоровья через спортивную игру в баскетбол. Реализация данной цели предполагает решение следующих задач: Обучающиеся: - обучать техническим приемам баскетбола; - дать набор необходимых дополнительных знаний и умений в области раздела физической культуры и спорта – спортивные игры (баскетбол); - обучать правилам регулирования своей физической нагрузки; - бучать правилам закаливания организма. Развивающие: - формировать представление об оздоровлении организма и улучшении самочувствия; 5 - формировать убеждения в том, что систематические занятия физическими упражнениями укрепляют здоровье; - укреплять здоровье детей, - способствовать повышению работоспособности обучающихся, - развивать двигательные способности, - формировать навыки самостоятельных занятий физическими упражнениями во время игрового досуга. Воспитательные: воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи и взаимовыручки; - воспитывать дисциплинированность; - способствовать снятию стрессов и раздражительности. пропагандировать здоровый образ жизни, что может поспособствовать профилактике преступности среди подростков, а также профилактике наркозависимости, табакокурения и алкоголизма; - популяризировать участие подрастающего поколения жителей нашего села в спортивно-массовых мероприятий. Учебно-тематический план № п\п 1 2 3 4 5 6 7 Тема Теория ОФП СФП Техническая подготовка Тактическая подготовка Игровая подготовка Контрольные и календарные игры Всего Количество часов в процессе занятия 8 10 27 12 8 3 68 Содержание программы: • Общие основы баскетбола – История возникновения баскетбола в России. Правила игры. Состав команды, форма игроков. - Влияние физических упражнений на организм человека. - Необходимость разминки в занятиях спортом. - Правила техники безопасности при выполнении упражнений на занятиях баскетболом. - Правила пожарной безопасности и поведения в спортивном зале. - Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль. - Правила игры мини-баскетбола, судейская жестикуляция и терминология. - Подведение итогов года. 6 - Методика тренировки баскетболистов. - Техническая подготовка баскетболистов. - Психологическая подготовка баскетболиста. • Общая физическая подготовка – 8 часов - Строевые упражнения - Упражнения для рук плечевого пояса - Упражнения для ног - Упражнения для шеи и туловища - Упражнения для всех групп мышц - Подвижные игры: «Пятнашки», «Пустое место», «Снайперы», «Мяч водящего», «Гонка мячей» - Упражнения для развития быстроты - Упражнения для развития ловкости -Упражнения для развития гибкости - Упражнения для развития прыгучести. • Специальная физическая подготовка – 10 часов - Упражнения для развития быстроты: ускорения, рывки на отрезках от 3 до 40м. (из различных исходных положений) лицом, боком, спиной вперед. - Бег с максимальной частотой шагов на месте и в движении. -Бег за лидером со сменой направления (зигзагом, лицом, спиной вперед, челноком, с поворотом). -Упражнения для развития специальной прыгучести: многократные прыжки с ноги на ногу, выпрыгивания вверх с доставанием ориентира, прыжки на одной ноге и толчком двух ног (вперед, вверх, в стороны). - Прыжки с подтягиванием бедра толчковой ноги. - Упражнения для развития скорости реакции по зрительным и звуковым сигналам. - Упражнения для развития чувства мяча. Жонглирование одним, двумя мячами. - Подбрасывания и ловля на месте, в движении, бегом. - Метание различных мячей в цель - Эстафеты с разными мячами. • Техническая подготовка – 27 часов - Обучение передвижению в стойке баскетболиста. - Обучение технике остановок прыжком и двумя шагами. - Обучение прыжку толчком двух ног и одной ноги. - Повороты вперед и назад. - Ловля мяча двумя руками на месте, в движении, в прыжке 7 при встречном и параллельном движении. - Передача мяча двумя от груди на месте, в движении, в стену, парами, при встречном и параллельном движении. - Ведение мяча на месте, в движении, с изменением направления, скорости, высоты отскока. - Броски в кольцо двумя руками от груди с места, слева, справа, с отскоком от щита, в движении. - Броски в кольцо одной рукой от плеча на месте слева, справа, с середины, без отскока и с отскоком от щита. - Обучение технике двух шагов с места, в движении. - Броски двумя руками от груди с двух шагов. - Штрафные броски. - Штрафные броски по периметру трапеции • Тактическая подготовка – 12 часов Нападение - Выход для получения мяча на свободное место. - Обманный выход для отвлечения защитника. - Розыгрыш мяча короткими передачами. - Атака кольца. - «Передай мяч и выходи». - Наведение своего защитника на партнера. Защита - Противодействие получению мяча. - Противодействие выходу на свободное место. - Противодействие розыгрышу мяча. - Противодействие атаке кольца. - Подстраховка. - Система личной защиты. • Игровая подготовка – 8 часов - Обучение основным приемам техники игры и тактическим действиям в упрощенной игровой обстановке 2х2, 3х3, 4х4, 5х5 мини-баскетбола. - Привитие навыков соревновательной деятельности в соответствии с правилами мини-баскетбола. Контрольные и календарные игры – 3 часа - Двухсторонние контрольные игры по упрощенным правилам минибаскетбола. - Товарищеские игры с командами соседних школ. - Итоговые контрольные игры. Планируемые результаты обучения 8 Личностные результаты: 1. Приобретение учащимися чувства коллективизма, взаимопомощи и взаимовыручки; 2. Сформированность дисциплинированности; 3. Приобретение способности к снятию стрессов и раздражительности; 4. Приобретение навыка активно участвовать в пропаганде здорового образа жизни; 5. Развитие координации движений и основных физических качеств; 6. Сформированность убеждения в том, что систематические занятия физическими упражнениями укрепляют здоровье; 7. Укрепление здоровья учащихся; 8. Развитие двигательных способностей; 9. Сформированность навыков самостоятельных занятий физическими упражнениями во время активного отдыха и досуга. Предметные результаты: 1. Формирование первоначальных представлений о значении игры в баскетбол для укрепления здоровья человека (физического, социального, психологического), о её позитивном влиянии на развитие человека (физического, интеллектуального, эмоционального, социального); 2. Овладение умениями организовывать здоровье сберегающую деятельность (подвижные игры, соблюдение правил игры, оказание первой медицинской помощи и т. д.); 3. Формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья, показателями основных физических данных; 4. Взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований; 5. Выполнение технических действий из баскетбола, применение их в игровой и соревновательной деятельности. Метапредметные результаты: 1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 2. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 3. Формирование умения понимать причины успеха или неудач своей деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 4. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 9 5. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов и сотрудничества. Организационно-педагогические условия Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год №п/п Основные характеристики образовательного процесса 1 Количество учебных недель 34 2 Количество учебных дней 68 3 Количество часов в неделю 2 4 Количество часов 68 5 Недель в 1 полугодии 16 6 Недель во 2 полугодии 18 7 Начало занятий 4 сентября 8 Каникулы 28 октября-6 ноября 30 декабря-8 января 23 марта-31 марта 9 Выходные дни 10 Окончание учебного года 28 мая Материально-технические условия реализации дополнительной общеобразовательной программы - Основной учебной базой для проведения занятий является спортивный зал ОУ с баскетбольной разметкой площадки, баскетбольными стойками, а также наличие баскетбольных мячей для каждого ученика, набивных мячей, стоек для обводки, гимнастических матов, гимнастических скакалок, гантелей, футбольных, волейбольных мячей. - Журналы и справочники, а также фото и видеоаппаратура, электронные носители Кадровое обеспечение программы: Программу реализует педагог дополнительного образования. Формы контроля и оценочные материалы - повседневное систематическое наблюдение; - участие в спортивных праздниках, конкурсах; - участие в товарищеских встречах и соревнованиях 10 - сдача контрольных нормативов. Контрольные упражнения. Общая физическая подготовка. Челночный бег 3x10 метров. Прыжок в длину с места. Сгибании разгибание рук в упоре 8.6 секунд. 160 сантиметров. 27 раз. Специальная физическая подготовка. Обводка 5 конусов. Жонглирование двумя мячами. Штрафной бросок. 20 секунд. 10 раз. 5 из 10 метров. лежа. Формы и содержание итоговой аттестации - спортивные праздники, конкурсы; - матчевые встречи, товарищеские игры с командами аналогичного возраста; - соревнования школьного, районного и городского масштабов. Контрольные тесты и упражнения проводятся в течении всего учебнотренировочного годового цикла 2 – 3 раза в год. Тестирование проводят в начале учебно-тренировочного года – в сентябре – октябре; затем в его середине – в декабре – январе и перед началом летней серии игр – в апреле – мае. Формы и способы фиксации результатов: - дневник достижений учащихся. Методическая литература для педагога и обучающихся по дополнительной общеобразовательной программе «Баскетбол» Список литературы для педагогов: 1.Баскетбол. Программа спортивной подготовки для ДЮСШ. М. Советский спорт, 2004г. 2. Гомельский А.Я. Баскетбол. Секреты мастерства. М. 1997г. 3. Грасис А. Специальные упражнения баскетболистов – М., ФиС, 1967, 1972. 4. Нестеровский Д.И. Баскетбол. Теория и методика обучения. М. Академия. 2004г. 5. Официальные правила баскетбола. М. СпортАкадемПресс 2000г. 6. Пинхолстер А. Энциклопедия баскетбольных упражнений – М., ФиС, 1973 7. Стонкус С.С. Индивидуальная тренировка баскетболистов– М., ФиС, 1967. 8. Кудряшов В.П., Мирошникова Т.И.,Физическая подготовка юных баскетболистов – Минск, 1970. 9. Кузин В.В. Полиеский С.А. Баскетбол Начальный этап обучения – М., ФиС, 1999. 11 10.Линдеберг Ф. Баскетбол – игра и обучение – М., ФиС, 1971, 1972. 11.Чернова Е.А. Некоторые рекомендации по работе с детьми. Школа баскетбола. Самара. 2002г 12.Яхонтов Е.Р. Индивидуальная тренировка баскетболиста – М., ФиС, 1981, 1985. Список литературы для обучающихся : 1.Баскетбол: 100 упражнений и советов для юных игроков. НИК Сортэл. М. 2002г. 2.Билл Гатмен и Том Финнеган. Все о тренировке юного баскетболиста. М. АСТ. 2007г. 3.Джерри В., Краузе, Дон Мейер. Баскетбол навыки и упражнения.. М. АСТ. 2006г. 4.Евгений Гомельский. Игра гигантов. М. ВАГРИУС. 2004г. 6. Костинова Л.В. Баскетбол: Азбука спорта. М. Ф и С. 2002г. Кузин В.В., Полиевский С.А. Баскетбол. М. Фис. 1999г. 7.Леонов А.Д. Малый А.А. Баскетбол – книга для учащихся – Киев, Радянська школа, 1989.