Дополнительная общеобразовательная программа общеразвивающей направленности БАСКЕТБОЛ

2

Пояснительная записка
Направленность дополнительной общеразвивающей программы –
физкультурно-спортивной направленности
Уровень освоение программы – базовый.
Актуальность программы
Актуальность данной программы дополнительного образования в том,
что она усиливает вариативную составляющую общего образования,
способствует реализации сил, знаний, полученных детьми и подростками в
базовом компоненте, формированию жизненных ценностей, овладению
опытом самоорганизации, самореализации, самоконтроля ребенка и помогает
ребятам в профессиональном самоопределении.
Новизна и оригинальность программы в том, что она учитывает
специфику дополнительного образования и охватывает значительно больше
желающих заниматься этим видом спорта, предъявляя посильные требования
в процессе обучения. Она дает возможность заняться баскетболом с «нуля»
тем детям, которые еще не начинали проходить раздел «баскетбол» в школе,
а также внимание к вопросу воспитания здорового образа жизни,
всестороннего
подхода
к
воспитанию
гармоничного
человека.
С каждым годом учебные нагрузки в школах возрастают, а возможности
активного отдыха ограничены. Очень важно, чтобы после уроков ребенок
имел возможность снять физическое утомление и эмоциональное
напряжение посредством занятий в спортивном зале веселыми и
разнообразными
подвижными
и
спортивными
играми.
Наиболее интересной и физически разносторонней является игра
баскетбол, в которой развиваются все необходимые для здорового образа
жизни качества (выносливость, быстрота, сила, координация движений,
ловкость, точность, прыгучесть и др.), а также формируются личные качества
ребенка (общительность, воля, целеустремленность, умение работать в
команде).
В условиях небольшого школьного зала посредством баскетбола
достигается высокая двигательная активность большой группы детей, также
есть возможность легко дозировать нагрузку с учетом возраста, пола и
подготовленности.
В холодное время года дети любят собираться в светлом спортзале не
только для спортивных тренировок, но и для общения со сверстниками своей
и других школ, интересно проводят свободное время и воскресные дни, не
ищут развлечений на улице, а также приобщают родителей для поддержки на
соревнованиях.
Нормативно-правовые акты и документы:
1.
Федеральный Закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273).
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 года).

3

3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 года №996-р)
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
5. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении
Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ».
6. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.05.2018
№298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9
ноября 2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» (с изменениями на 30 сентября 2020
года Приказ № 533).
8. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от
31.03.2022 № 678-р);
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей» (с изменениями на 02.02.2021).
10. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
11. Письмо Минобрнауки России от
28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с
«Методическими рекомендациями по организации образовательной
деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных
программ»;
12. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей»).
13. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. №162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года»;

4

14. Методические рекомендации
«Разработка дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях», утвержденные приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от
01.11.2021 №934-д «Об утверждении методических рекомендаций» (с
изменениями от 04.03. 2022 №219-д).
11. Устав МКОУ «Сызгинская ООШ» (в действующей редакции).
12.Положение
о
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программе МКОУ «Сызгинская ООШ».
13. Дополнительная
общеобразовательная
программа
МКОУ
«Сызгинская ООШ» ( Приказ №29/3 от «29» 08 2023 г).
14Учебный план дополнительного образования (Приказ №29/3 от «29»
08 2023 г.)
Категория учащихся:
Участниками программы являются обучающиеся с 6 по 9 класс в
возрасте от 12 до 15 лет, посещающие образовательную школу.
К тренировочному процессу допускаются все желающие, не имеющие
медицинских противопоказаний к занятиям избранного вида физкультурноспортивной деятельности.
Срок реализации программы (объем) – 1 год обучения (68 часов).
Формы и режим занятий: командная, малыми группами,
индивидуальная.
Занятия проводятся раз в неделю по 2 часа.
Перечень видов занятий: тренировочные занятия, беседы,
соревнования, тестирования, спортивные конкурсы, праздники, просмотры
соревнований.
Перечень форм подведения итогов реализации программы:
Контрольные игры проводятся регулярно в учебных целях как более
высокая ступень учебных игр с заданиями. Кроме того, контрольные игры
незаменимы при подготовке к соревнованиям.
Цели и задачи изучения программы
Цель программы: формирование моральных и волевых качеств
учащихся, укрепление их здоровья через спортивную игру в баскетбол.
Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:
Обучающиеся:
- обучать техническим приемам баскетбола;
- дать набор необходимых дополнительных знаний и умений в области
раздела физической культуры и спорта – спортивные игры (баскетбол);
- обучать правилам регулирования своей физической нагрузки;
- бучать правилам закаливания организма.
Развивающие:
- формировать представление об оздоровлении организма и улучшении
самочувствия;

5

- формировать убеждения в том, что систематические занятия
физическими упражнениями укрепляют здоровье;
- укреплять здоровье детей,
- способствовать повышению работоспособности обучающихся,
- развивать двигательные способности,
- формировать навыки самостоятельных занятий физическими
упражнениями во время игрового досуга.
Воспитательные:
воспитывать
чувство
коллективизма,
взаимопомощи
и
взаимовыручки;
- воспитывать дисциплинированность;
- способствовать снятию стрессов и раздражительности.
пропагандировать
здоровый
образ
жизни,
что
может
поспособствовать профилактике преступности среди подростков, а также
профилактике наркозависимости, табакокурения и алкоголизма;
- популяризировать участие подрастающего поколения жителей
нашего села в спортивно-массовых мероприятий.
Учебно-тематический план
№
п\п
1
2
3
4
5
6
7

Тема
Теория
ОФП
СФП
Техническая подготовка
Тактическая подготовка
Игровая подготовка
Контрольные и календарные игры
Всего

Количество
часов
в процессе
занятия
8
10
27
12
8
3
68

Содержание программы:
• Общие основы баскетбола –
История возникновения баскетбола в России. Правила игры. Состав команды,
форма игроков.
- Влияние физических упражнений на организм человека.
- Необходимость разминки в занятиях спортом.
- Правила техники безопасности при выполнении упражнений на занятиях
баскетболом.
- Правила пожарной безопасности и поведения в спортивном зале.
- Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль.
- Правила игры мини-баскетбола, судейская жестикуляция и терминология.
- Подведение итогов года.

6

- Методика тренировки баскетболистов.
- Техническая подготовка баскетболистов.
- Психологическая подготовка баскетболиста.
• Общая физическая подготовка – 8 часов
- Строевые упражнения
- Упражнения для рук плечевого пояса
- Упражнения для ног
- Упражнения для шеи и туловища
- Упражнения для всех групп мышц
- Подвижные игры: «Пятнашки», «Пустое место»,
«Снайперы», «Мяч водящего», «Гонка мячей»
- Упражнения для развития быстроты
- Упражнения для развития ловкости
-Упражнения для развития гибкости
- Упражнения для развития прыгучести.
• Специальная физическая подготовка – 10 часов
- Упражнения для развития быстроты: ускорения, рывки на отрезках от 3 до
40м. (из различных исходных положений) лицом, боком, спиной вперед.
- Бег с максимальной частотой шагов на месте и в движении.
-Бег за лидером со сменой направления (зигзагом, лицом, спиной вперед,
челноком, с поворотом).
-Упражнения для развития специальной прыгучести: многократные прыжки с
ноги на ногу, выпрыгивания вверх с доставанием ориентира, прыжки на
одной ноге и толчком двух ног (вперед, вверх, в стороны).
- Прыжки с подтягиванием бедра толчковой ноги.
- Упражнения для развития скорости реакции по зрительным и звуковым
сигналам.
- Упражнения для развития чувства мяча. Жонглирование одним, двумя
мячами.
- Подбрасывания и ловля на месте, в движении, бегом.
- Метание различных мячей в цель
- Эстафеты с разными мячами.
• Техническая подготовка – 27 часов
- Обучение передвижению в стойке баскетболиста.
- Обучение технике остановок прыжком и двумя шагами.
- Обучение прыжку толчком двух ног и одной ноги.
- Повороты вперед и назад.
- Ловля мяча двумя руками на месте, в движении, в прыжке

7

при встречном и параллельном движении.
- Передача мяча двумя от груди на месте, в движении, в стену, парами,
при встречном и параллельном движении.
- Ведение мяча на месте, в движении, с изменением направления,
скорости, высоты отскока.
- Броски в кольцо двумя руками от груди с места, слева, справа,
с отскоком от щита, в движении.
- Броски в кольцо одной рукой от плеча на месте слева, справа,
с середины, без отскока и с отскоком от щита.
- Обучение технике двух шагов с места, в движении.
- Броски двумя руками от груди с двух шагов.
- Штрафные броски.
- Штрафные броски по периметру трапеции
• Тактическая подготовка – 12 часов
Нападение
- Выход для получения мяча на свободное место.
- Обманный выход для отвлечения защитника.
- Розыгрыш мяча короткими передачами.
- Атака кольца.
- «Передай мяч и выходи».
- Наведение своего защитника на партнера.
Защита
- Противодействие получению мяча.
- Противодействие выходу на свободное место.
- Противодействие розыгрышу мяча.
- Противодействие атаке кольца.
- Подстраховка.
- Система личной защиты.
• Игровая подготовка – 8 часов
- Обучение основным приемам техники игры и тактическим действиям в
упрощенной игровой обстановке 2х2, 3х3, 4х4, 5х5 мини-баскетбола.
- Привитие навыков соревновательной деятельности в соответствии с
правилами мини-баскетбола.
Контрольные и календарные игры – 3 часа
- Двухсторонние контрольные игры по упрощенным правилам минибаскетбола.
- Товарищеские игры с командами соседних школ.
- Итоговые контрольные игры.
Планируемые результаты обучения

8

Личностные результаты:
1. Приобретение учащимися чувства коллективизма, взаимопомощи и
взаимовыручки;
2. Сформированность дисциплинированности;
3. Приобретение способности к снятию стрессов и раздражительности;
4. Приобретение навыка активно участвовать в пропаганде здорового
образа жизни;
5. Развитие координации движений и основных физических качеств;
6. Сформированность убеждения в том, что систематические занятия
физическими упражнениями укрепляют здоровье;
7. Укрепление здоровья учащихся;
8. Развитие двигательных способностей;
9. Сформированность навыков самостоятельных занятий физическими
упражнениями во время активного отдыха и досуга.
Предметные результаты:
1. Формирование первоначальных представлений о значении игры в
баскетбол для укрепления здоровья человека (физического, социального,
психологического), о её позитивном влиянии на развитие человека
(физического, интеллектуального, эмоционального, социального);
2. Овладение умениями организовывать здоровье сберегающую
деятельность (подвижные игры, соблюдение правил игры, оказание первой
медицинской помощи и т. д.);
3. Формирование навыка систематического наблюдения за своим
физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными
мониторинга здоровья, показателями основных физических данных;
4. Взаимодействие со сверстниками по правилам проведения
подвижных игр и соревнований;
5. Выполнение технических действий из баскетбола, применение их в
игровой и соревновательной деятельности.
Метапредметные результаты:
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи
учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
3. Формирование умения понимать причины успеха или неудач своей
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха;
4. Определение общей цели и путей её достижения; умение
договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

9

5. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта
интересов и сотрудничества.
Организационно-педагогические условия
Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год
№п/п

Основные характеристики образовательного
процесса

1

Количество учебных недель

34

2

Количество учебных дней

68

3

Количество часов в неделю

2

4

Количество часов

68

5

Недель в 1 полугодии

16

6

Недель во 2 полугодии

18

7

Начало занятий

4 сентября

8

Каникулы

28 октября-6 ноября
30 декабря-8 января
23 марта-31 марта

9

Выходные дни

10

Окончание учебного года

28 мая

Материально-технические условия реализации дополнительной
общеобразовательной программы
- Основной учебной базой для проведения занятий является спортивный
зал ОУ с баскетбольной разметкой площадки, баскетбольными стойками, а
также наличие баскетбольных мячей для каждого ученика, набивных мячей,
стоек для обводки, гимнастических матов, гимнастических скакалок,
гантелей, футбольных, волейбольных мячей.
- Журналы и справочники, а также фото и видеоаппаратура, электронные
носители
Кадровое обеспечение программы:
Программу реализует педагог дополнительного образования.
Формы контроля и оценочные материалы
- повседневное систематическое наблюдение;
- участие в спортивных праздниках, конкурсах;
- участие в товарищеских встречах и соревнованиях

10

- сдача контрольных нормативов.
Контрольные упражнения.
Общая физическая подготовка.
Челночный бег 3x10 метров.
Прыжок в длину с места.
Сгибании разгибание рук в упоре

8.6 секунд.
160 сантиметров.
27 раз.

Специальная физическая подготовка.
Обводка 5 конусов.
Жонглирование двумя мячами.
Штрафной бросок.

20 секунд.
10 раз.
5 из 10 метров.

лежа.

Формы и содержание итоговой аттестации
- спортивные праздники, конкурсы;
- матчевые встречи, товарищеские игры с командами аналогичного
возраста;
- соревнования школьного, районного и городского масштабов.
Контрольные тесты и упражнения проводятся в течении всего учебнотренировочного годового цикла 2 – 3 раза в год.
Тестирование проводят в начале учебно-тренировочного года – в
сентябре – октябре; затем в его середине – в декабре – январе и перед
началом летней серии игр – в апреле – мае.
Формы и способы фиксации результатов:
- дневник достижений учащихся.
Методическая литература для педагога и обучающихся по
дополнительной общеобразовательной программе «Баскетбол»
Список литературы для педагогов:
1.Баскетбол. Программа спортивной подготовки для ДЮСШ. М. Советский
спорт, 2004г.
2. Гомельский А.Я. Баскетбол. Секреты мастерства. М. 1997г.
3. Грасис А. Специальные упражнения баскетболистов – М., ФиС, 1967,
1972.
4. Нестеровский
Д.И. Баскетбол. Теория и методика обучения. М.
Академия. 2004г.
5. Официальные правила баскетбола. М. СпортАкадемПресс 2000г.
6. Пинхолстер А. Энциклопедия баскетбольных упражнений – М., ФиС,
1973
7. Стонкус С.С. Индивидуальная тренировка баскетболистов– М., ФиС,
1967.
8. Кудряшов В.П., Мирошникова Т.И.,Физическая подготовка юных
баскетболистов – Минск, 1970.
9. Кузин В.В. Полиеский С.А. Баскетбол Начальный этап обучения – М.,
ФиС, 1999.

11

10.Линдеберг Ф. Баскетбол – игра и обучение – М., ФиС, 1971, 1972.
11.Чернова Е.А. Некоторые рекомендации по работе с детьми. Школа
баскетбола. Самара. 2002г
12.Яхонтов Е.Р. Индивидуальная тренировка баскетболиста – М., ФиС,
1981, 1985.
Список литературы для обучающихся :
1.Баскетбол: 100 упражнений и советов для юных игроков. НИК
Сортэл. М. 2002г.
2.Билл Гатмен и Том Финнеган. Все о тренировке юного баскетболиста.
М. АСТ. 2007г.
3.Джерри В., Краузе, Дон Мейер. Баскетбол навыки и упражнения.. М.
АСТ. 2006г.
4.Евгений Гомельский. Игра гигантов. М. ВАГРИУС. 2004г.
6. Костинова Л.В. Баскетбол: Азбука спорта. М. Ф и С. 2002г.
Кузин В.В., Полиевский С.А. Баскетбол. М. Фис. 1999г.
7.Леонов А.Д. Малый А.А. Баскетбол – книга для учащихся – Киев,
Радянська школа, 1989.


Наверх

Сабирова Неля Альфитовна

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».