ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В настоящее время шахматы настолько прочно вошли в современную жизнь, что вряд ли сейчас найдется человек, не знакомый с шахматной игрой, и уже никого не удивляют различные соревнования, обилие литературы, периодики и компьютерного программного обеспечения по шахматам, подготовка тренеров в высших учебных заведениях, постоянно расширяющееся преподавание шахмат в школах и внешкольных учреждениях. Все это еще раз подчеркивает влияние шахматной игры на культурную жизнь общества. В чем же секрет шахмат? Почему, казалось бы, такая простая игра завоевала любовь миллионов и миллионов людей? Как объяснить то, что выделившись из всего разнообразия интеллектуальных игр, появившихся на заре человечества, шахматы сквозь время и расстояния, несмотря на всевозможные препятствия, проникли в сердце народа и, триумфально войдя в наше время, приобрели невероятную популярность на всем земном шаре? Вероятно, сила шахматного поединка заключается в том, что шахматные сражения чем-то схожи с реальной жизнью. Во время него человек как бы переносится в волшебный мир, где накал страстей и напряжение борьбы уживаются с мудрой рассудительностью научного анализа, а столкновение характеров приводит к удивительному взлету фантазии. Именно схожестью с жизнью отвоевала себе право на существование древняя игра, неувядаемое очарование которой на века сохранило свою свежесть. Вот почему к шахматам не зарастает «народная тропа», и на смену одним поколениям шахматистов непрерывно приходят другие. Так как формирование разносторонне развитой личности - сложная задача, преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Шахматы, воздействуя на зону ближайшего развития, выявляют пороги развития личности. Система шахматных занятий в системе общеобразовательной школы, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию школьника. Отличительные особенности программы. Одной из отличительных особенностей программы является использование метода обучения - «сеанс одновременной игры». Такой подход даёт положительный результат как для развития способностей ребенка к шахматам, являясь мотивацией к дальнейшим успехам, так и для более быстрого вхождения обучающихся в соревновательный процесс. Сеанс одновременной игры дают не только тренеры, но и старшие ребята. Для ребят из старших групп такой метод позволяет получать навыки одновременной игры, а для тренера отследить результаты обучения. Дополнительная образовательная программа разработана на основе программы А. А. Ракшин Образовательная программа дополнительного образования детей «Шахматы» 2011г; Цель программы - обучение элементарной шахматной игре, организация полноценного досуга обучающихся, выявление одаренных ребят и оказание помощи в развитии их таланта. Достигается указанная цель через решение следующих задач: • Обучающие: познакомить с эволюцией содержания и правил шахматной игры; дать обучающимся теоретические знания по шахматной игре и предоставить возможность их практического применения; научить правилам проведения соревнований и правилам турнирного поведения; познакомить детей с творчеством выдающихся шахматистов, историей игр на первенство мира и историей развития цивилизации через призму эволюции шахматной игры и ее проникновения в общество; научить планировать свою деятельность, работать самостоятельно; научить выбирать из множества решений единственно правильное; научить анализировать свои и чужие ошибки, учиться на них; научить правильно относиться к собственным поражениям. • Развивающие: развить логическое мышление; ввести в мир логической красоты и образного мышления; расширить представления об окружающем мире; развить умение находить выход в сложных ситуациях. • Воспитательные: привить любовь и интерес к шахматам и учению в целом; воспитать в обучающихся чувство ответственности за свои действия; воспитать внимание, усидчивость и другие положительные качества личности. Участники программы: Участниками программы являются дети младшего школьного возраста 7-10 лет, посещающие общеобразовательную школу. Группа укомплектована обучающимися в количестве 10 человек, режим работы 1 часа в неделю. Реализация программы дополнительного образования «Шахматы» осуществляется на базе МКОУ «Сызгинская ООШ». Формы занятий Работа с детьми по данной программе наряду с теоретическими и практическими занятиями в группах, проходит и индивидуально для лучшего усвоения материала. Программа интегрирована с ежегодным графиком городских и школьных соревнований, что позволяет обучающимся в полной мере проявить полученные теоретические знания на практике, а так же выявить недостатки в подготовке. Теоретические занятия с детьми проводится в форме лекций, диспутов, бесед, анализируются сыгранные ребятами партии, а также разбираются партии известных шахматистов, ребята готовят доклады по истории шахмат. Практические занятия также разнообразны по своей форме - это и сеансы одновременной игры с руководителем, и конкурсы по решению задач, этюдов, и игровые занятия, турниры, игры с гандикапом, игры различного типа на шахматную тематику. Обучающиеся так же готовят доклады по истории шахмат, проводятся анализы сыгранных на ответственных турнирах партий. - Планируемые результаты В итоге реализации программы дополнительного образования «Шахматы» обучающиеся смогут узнать: истории и происхождении шахмат; правила игры и турнирного поведения; основы тактики и стратегии; и смогут научиться: владеть фундаментальными знаниями по разыгрыванию дебюта и эндшпиля; применять полученные теоретические знания на практике. Способы проверки В течение всего учебного года идет непрерывный контроль усвоения знаний обучающимися посредством следующих способов и форм проверки: шахматные турниры; доклады; сеансы одновременной игры; беседы с фронтальным опросом; конкурсы по решению шахматных задач. Формы проведения итоговых занятий Для раскрытия уровня знаний, степени сформированности умений и навыков, проводится своего рода зачет, который включает в себя: вопросы по теории и истории шахмат; игру с педагогом; соревнование, в котором участвуют все занимающиеся. Содержание программы 1. Организационное занятие. Знакомство с детьми. Постановка задач на год. Правила техники безопасности. Начальная диагностика знаний по шахматной игре и сформированных умений и навыков 2. Шахматы - спорт, наука, искусство. Краткая история шахмат. Организация шахматных соревнований. 3. Правила игры. Правила турнирного поведения. Правило «тронул-ходи». 4. Первоначальные понятия. Запись партий. Мат, ничья. Относительная ценность фигур. Практические занятия. Игры с записью шахматной партии. Упражнения на запоминание правил шахматной нотации, игры с ограниченным набором фигур, простейшие этюды. 5. Тактика игры. Понятие о тактике и комбинации. Основные тактические приемы. Практические занятия. Разбор комбинаций. Предпосылки наличия в позиции комбинации. Решение задач на 2-3 хода. 6. Стратегия игры. Определение стратегии. Целесообразное развитие фигур, выбор плана, централизация. Практические занятия. Применение изученного материала в игре с партнером. 7. Эндшпиль. Простейшие окончания. Определение эндшпиля. Роль короля в эндшпиле. Правило квадрата. Мат различными фигурами. Практические занятия. Разыгрывание ладейных окончаний. Разыгрывание окончаний ладья против пешек и др. 8. 9. Дебют. Определение дебюта. Задачи дебюта и принципы его разыгрывания. Конкурсы решения задач, этюдов. Понятие о позиции. Правила проведения разыгрывания. конкурсов решений. Решение конкурсных позиций и определение победителя конкурса. 10. Сеансы одновременной игры. Проведение педагогом сеансов одновременной игры с последующим разбором партий с обучающимися. 11. Соревнования. Практические занятия. Турниры и соревнования - важная составляющая процесса обучения. Оценка полученных и усвоенных знаний. Присвоение спортивных разрядов по результатам игр. 12. Итоговое занятие. Подведение итогов года. Планы на следующий год. Учебный тематический план № Разделы п/п 1. Организационное занятие. Количество часов Теорети Практи ческих ческих 1 Индиви дуальных Всего 1 2. Шахматы - спорт, 1 наука, искусство. 1 3. Правила игры. 1 1 4. Первоначальные понятия. 5. Тактика игры. 1 2 1 4 2 2 1 5 6. Стратегия игры. 2 2 1 5 1 5 7. Эндшпиль. 2 2 8. Дебют. 2 - 2 9. Конкурсы решения задач, этюдов. 3 3 - 3 3 - 3 3 1 13 17 10. Сеансы одновременной игры. 11. Соревнования. 12. Итоговое занятие Итого: Тематическое планирование 1 4 34 № занятия 1 1 Кол –во часов 2 1 Тема занятия 3 Знакомство с детьми. Постановка задач на год. Правила техники безопасности (т) 2 1 Краткая история шахмат. Организация шахматных соревнований (т) 3 1 Правила турнирного поведения. Правило «тронул-ходи» (т) 4 1 Запись партий. Мат, ничья. Относительная ценность фигур (т) 5 1 Игры с записью шахматной партии (п) 6 1 Упражнения на запоминание правил шахматной нотации (п) 7 1 Индивидуальные занятия. Игры с ограниченным набором фигур, простейшие этюды 8 1 Понятие о тактике и комбинации (т) 9 1 Основные тактические приемы (т) 10 1 Разбор комбинаций (п) 11 1 Предпосылки наличия в позиции комбинации (п) 12 1 Индивидуальные занятия. Решение задач на 2-3 хода 13 1 Определение стратегии (т) 14 1 Целесообразное развитие фигур, выбор плана, централизация (т) 15 1 Разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций (п) 16 1 Применение изученного материала в игре с партнером (п) 17 1 Индивидуальные занятия. Применение изученного материала в игре с партнером 18 1 Простейшие окончания. Определение эндшпиля (т) 19 1 Роль короля в эндшпиле. Правило квадрата (т) 20 1 Разыгрывание ладейных окончаний (п) 21 1 Разыгрывание окончаний ладья против пешек (п) 22 1 Индивидуальные занятия. Разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций 23 1 Определение дебюта (т) 24 1 Задачи дебюта и принципы его разыгрывания (т) 25 1 Понятие о позиции (п) 26 1 Правила проведения конкурсов решений (п) 27 1 Решение конкурсных позиций и определение победителя конкурса (п) 28 1 Игра педагога и обучающегося с последующим разбором партий (п) 29 1 Игра педагога и обучающегося с последующим разбором партий (п) 30 1 Игра педагога и обучающегося с последующим разбором партий (п) 31 1 Турниры и соревнования - важная составляющая процесса обучения (п) 32 1 Оценка полученных и усвоенных знаний (п) 33 1 Присвоение спортивных разрядов по результатам игр (п) 34 1 Подведение итогов года. Планы на следующий год Материально-техническое оснащение. 1. Комплекты шахматных фигур с досками -5 штук 2. Часы шахматные – 1 штука 3. Доска демонстрационная с комплектом шахматных фигур на магнитах 1 штука Список литературы. 1. Ракшин А. А. Образовательная программа дополнительного образования детей «Шахматы». М: Просвещение.- 2011г; 2. Уманская Э.Э. Шахматы в школе. Первый год обучения – учебное пособие для образовательных организаций М.: Просвещение, 2018г.