Приложение № 29 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Шахматы 2024г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время шахматы настолько прочно вошли в современную жизнь, что
вряд ли сейчас найдется человек, не знакомый с шахматной игрой, и уже никого не
удивляют различные соревнования, обилие литературы, периодики и компьютерного
программного обеспечения по шахматам, подготовка тренеров в высших учебных
заведениях, постоянно расширяющееся преподавание шахмат в школах и внешкольных
учреждениях. Все это еще раз подчеркивает влияние шахматной игры на культурную
жизнь общества.
В чем же секрет шахмат? Почему, казалось бы, такая простая игра завоевала любовь
миллионов и миллионов людей? Как объяснить то, что выделившись из всего
разнообразия интеллектуальных игр, появившихся на заре человечества, шахматы
сквозь время и расстояния, несмотря на всевозможные препятствия, проникли в сердце
народа и, триумфально войдя в наше время, приобрели невероятную популярность на
всем земном шаре?
Вероятно, сила шахматного поединка заключается в том, что шахматные сражения
чем-то схожи с реальной жизнью. Во время него человек как бы переносится в
волшебный мир, где накал страстей и напряжение борьбы уживаются с мудрой
рассудительностью научного анализа, а столкновение характеров приводит к
удивительному взлету фантазии. Именно схожестью с жизнью отвоевала себе право на
существование древняя игра, неувядаемое очарование которой на века сохранило свою
свежесть.
Вот почему к шахматам не зарастает «народная тропа», и на смену одним
поколениям шахматистов непрерывно приходят другие.
Так как формирование разносторонне развитой личности - сложная задача,
преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и
обучению активный целенаправленный характер. Шахматы, воздействуя на зону
ближайшего развития, выявляют пороги развития личности. Система шахматных
занятий в системе общеобразовательной школы, выявляя и развивая индивидуальные
способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует
общему развитию и воспитанию школьника.
Отличительные особенности программы.
Одной из отличительных особенностей программы является использование метода
обучения - «сеанс одновременной игры». Такой подход даёт положительный результат
как для развития способностей ребенка к шахматам, являясь мотивацией к дальнейшим
успехам, так и для более быстрого вхождения обучающихся в соревновательный
процесс. Сеанс одновременной игры дают не только тренеры, но и старшие ребята. Для
ребят из старших групп такой метод
позволяет получать навыки одновременной игры, а для тренера отследить результаты
обучения.
Дополнительная образовательная программа разработана на основе программы А.
А. Ракшин Образовательная программа дополнительного образования детей
«Шахматы» 2011г;
Цель программы - обучение элементарной шахматной игре, организация
полноценного досуга обучающихся, выявление одаренных ребят и оказание помощи в
развитии их таланта.
Достигается указанная цель через решение следующих задач:
• Обучающие:
познакомить с эволюцией содержания и правил шахматной игры;
дать обучающимся теоретические знания по шахматной игре и предоставить
возможность их практического применения;

научить правилам проведения соревнований и правилам турнирного поведения;
познакомить детей с творчеством выдающихся шахматистов, историей игр на
первенство мира и историей развития цивилизации через призму эволюции шахматной
игры и ее проникновения в общество;
научить планировать свою деятельность, работать самостоятельно;
научить выбирать из множества решений единственно правильное;
научить анализировать свои и чужие ошибки, учиться на них;
научить правильно относиться к собственным поражениям.
• Развивающие:
развить логическое мышление;
ввести в мир логической красоты и образного мышления;
расширить представления об окружающем мире;
развить умение находить выход в сложных ситуациях.
• Воспитательные:
привить любовь и интерес к шахматам и учению в целом;
воспитать в обучающихся чувство ответственности за свои действия;
воспитать внимание, усидчивость и другие положительные качества личности.
Участники программы:
Участниками программы являются дети младшего школьного возраста 7-10 лет,
посещающие общеобразовательную школу. Группа укомплектована обучающимися в
количестве 10 человек, режим работы 1 часа в неделю.
Реализация программы дополнительного образования «Шахматы» осуществляется на
базе МКОУ «Сызгинская ООШ».
Формы занятий
Работа с детьми по данной программе наряду с теоретическими и практическими
занятиями в группах, проходит и индивидуально для лучшего усвоения материала.
Программа интегрирована с ежегодным графиком городских и школьных
соревнований, что позволяет обучающимся в полной мере проявить полученные
теоретические знания на практике, а так же выявить недостатки в подготовке.
Теоретические занятия с детьми проводится в форме лекций, диспутов, бесед,
анализируются сыгранные ребятами партии, а также разбираются партии известных
шахматистов, ребята готовят доклады по истории шахмат.
Практические занятия также разнообразны по своей форме - это и сеансы
одновременной игры с руководителем, и конкурсы по решению задач, этюдов, и
игровые занятия, турниры, игры с гандикапом, игры различного типа на шахматную
тематику. Обучающиеся так же готовят доклады по истории шахмат, проводятся
анализы сыгранных на ответственных турнирах партий.
-

Планируемые результаты
В итоге реализации
программы дополнительного образования «Шахматы»
обучающиеся смогут узнать:
 истории и происхождении шахмат;
 правила игры и турнирного поведения;
 основы тактики и стратегии;
и смогут научиться:
 владеть фундаментальными знаниями по разыгрыванию дебюта и
эндшпиля;
 применять полученные теоретические знания на практике.
Способы проверки

В течение всего учебного года идет непрерывный контроль усвоения знаний
обучающимися посредством следующих способов и форм проверки:

шахматные турниры;

доклады;

сеансы одновременной игры;

беседы с фронтальным опросом;

конкурсы по решению шахматных задач.
Формы проведения итоговых занятий
Для раскрытия уровня знаний, степени сформированности умений и
навыков, проводится своего рода зачет, который включает в себя:
 вопросы по теории и истории шахмат;
 игру с педагогом;
 соревнование, в котором участвуют все занимающиеся.
Содержание программы
1.
Организационное занятие. Знакомство с детьми. Постановка задач на год.
Правила техники безопасности. Начальная диагностика знаний по шахматной игре
и сформированных умений и навыков
2.
Шахматы - спорт, наука, искусство. Краткая история шахмат. Организация
шахматных соревнований.
3.

Правила игры. Правила турнирного поведения. Правило «тронул-ходи».

4.

Первоначальные понятия. Запись партий. Мат, ничья. Относительная ценность
фигур.
Практические занятия. Игры с записью шахматной партии. Упражнения на
запоминание правил шахматной нотации, игры с ограниченным набором фигур,
простейшие этюды.

5.

Тактика игры.
Понятие о тактике и комбинации. Основные тактические приемы. Практические
занятия. Разбор комбинаций. Предпосылки наличия в позиции комбинации.
Решение задач на 2-3 хода.

6.

Стратегия игры. Определение стратегии. Целесообразное развитие фигур,
выбор плана, централизация.
Практические занятия. Применение изученного материала в игре с партнером.

7.

Эндшпиль. Простейшие окончания. Определение эндшпиля. Роль короля в
эндшпиле. Правило квадрата. Мат различными фигурами.
Практические занятия. Разыгрывание ладейных окончаний. Разыгрывание
окончаний ладья против пешек и др.

8.
9.

Дебют. Определение дебюта. Задачи дебюта и принципы его разыгрывания.
Конкурсы решения задач, этюдов. Понятие о позиции. Правила проведения
разыгрывания.
конкурсов решений. Решение конкурсных позиций и определение победителя
конкурса.

10.

Сеансы одновременной игры. Проведение педагогом сеансов одновременной
игры с последующим разбором партий с обучающимися.

11.

Соревнования. Практические занятия. Турниры и соревнования - важная
составляющая процесса обучения. Оценка полученных и усвоенных знаний.
Присвоение спортивных разрядов по результатам игр.

12.

Итоговое занятие. Подведение итогов года. Планы на следующий год.

Учебный тематический план
№ Разделы
п/п
1. Организационное
занятие.

Количество часов
Теорети
Практи
ческих
ческих
1

Индиви
дуальных

Всего
1

2. Шахматы - спорт, 1
наука, искусство.

1

3. Правила игры.

1

1

4. Первоначальные
понятия.
5. Тактика игры.

1

2

1

4

2

2

1

5

6. Стратегия игры.

2

2

1

5

1

5

7.

Эндшпиль.

2

2

8.

Дебют.

2

-

2

9.

Конкурсы решения задач, этюдов.

3

3

-

3

3

-

3

3

1
13

17

10.

Сеансы
одновременной
игры.

11. Соревнования.
12. Итоговое занятие
Итого:

Тематическое планирование

1
4

34

№
занятия
1
1

Кол –во
часов
2
1

Тема занятия

3
Знакомство с детьми. Постановка задач на год. Правила техники
безопасности (т)
2
1
Краткая история шахмат. Организация шахматных соревнований (т)
3
1
Правила турнирного поведения. Правило «тронул-ходи» (т)
4
1
Запись партий. Мат, ничья. Относительная ценность фигур (т)
5
1
Игры с записью шахматной партии (п)
6
1
Упражнения на запоминание правил шахматной нотации (п)
7
1
Индивидуальные занятия. Игры с ограниченным набором фигур,
простейшие этюды
8
1
Понятие о тактике и комбинации (т)
9
1
Основные тактические приемы (т)
10
1
Разбор комбинаций (п)
11
1
Предпосылки наличия в позиции комбинации (п)
12
1
Индивидуальные занятия. Решение задач на 2-3 хода
13
1
Определение стратегии (т)
14
1
Целесообразное развитие фигур, выбор плана, централизация (т)
15
1
Разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных
позиций (п)
16
1
Применение изученного материала в игре с партнером (п)
17
1
Индивидуальные занятия. Применение изученного материала в игре с
партнером
18
1
Простейшие окончания. Определение эндшпиля (т)
19
1
Роль короля в эндшпиле. Правило квадрата (т)
20
1
Разыгрывание ладейных окончаний (п)
21
1
Разыгрывание окончаний ладья против пешек (п)
22
1
Индивидуальные занятия. Разбор и разыгрывание с партнером
специально подобранных позиций
23
1
Определение дебюта (т)
24
1
Задачи дебюта и принципы его разыгрывания (т)
25
1
Понятие о позиции (п)
26
1
Правила проведения конкурсов решений (п)
27
1
Решение конкурсных позиций и определение победителя конкурса (п)
28
1
Игра педагога и обучающегося с последующим разбором партий (п)
29
1
Игра педагога и обучающегося с последующим разбором партий (п)
30
1
Игра педагога и обучающегося с последующим разбором партий (п)
31
1
Турниры и соревнования - важная составляющая процесса обучения
(п)
32
1
Оценка полученных и усвоенных знаний (п)
33
1
Присвоение спортивных разрядов по результатам игр (п)
34
1
Подведение итогов года. Планы на следующий год
Материально-техническое оснащение.
1. Комплекты шахматных фигур с досками -5 штук
2. Часы шахматные – 1 штука
3. Доска демонстрационная с комплектом шахматных фигур на магнитах 1 штука
Список литературы.

1.
Ракшин А. А. Образовательная программа дополнительного образования детей
«Шахматы». М: Просвещение.- 2011г;
2.
Уманская Э.Э. Шахматы в школе. Первый год обучения – учебное пособие для
образовательных организаций М.: Просвещение, 2018г.


Наверх

Сабирова Неля Альфитовна

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».