30.03.2021
Функциональная грамотность - это
способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для
решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой
деятельности, общения и социальных отношений.
Составляющие функциональной грамотности:
1. Читательская грамотность – способность человека понимать и
использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы
достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в
социальной жизни.
2. Естественно-научная грамотность - способность человека занимать
активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными
идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного
исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
3. Математическая грамотность - способность формулировать, применять и
интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять
математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и
финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для
принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях,
способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также
возможности участия в экономической жизни.
5. Креативное мышление.
6. Глобальные компетенции. Под
глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:
- критически рассматривать с
различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного
взаимодействия;
- осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные
различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
- вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими
людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать
индивидуально или в группе в различных ситуациях.
Банк тренировочных заданий по оценке
сформированности функциональной грамотности: https://fg.resh.edu.ru.
Материалы электронного банка тренировочных
заданий по оценке функциональной грамотности доступны до 31 мая 2021 г.
На главной странице
электронного банка также содержится «Руководство пользователя», с подробной
инструкцией по работе с банком.
Необходимо обеспечить знакомство обучающихся с
распространенными форматами заданий, использующихся для оценки функциональной
грамотности.
Ссылка на вебинар, описывающий работу с банком
заданий: https://youtu.be/GKqgQs3WSu4
05.10.2021
ПОЛЕЗНЫЕ РЕСУРСЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
1. Банк
заданий по функциональной грамотности: https://media.prosv.ru/fg/
2. Функциональная
грамотность: развиваем в школе: https://yandex.ru/promo/education/specpro/fungram
3. Банк
заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся
основной школы: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
4. Электронный
банк заданий для оценки функциональной грамотности: https://fg.resh.edu.ru/?redirectAfterLogin=%2Ffunctionalliteracy%2Fevents
5. Открытые
задания PISA: https://fioco.ru/примеры-задач-pisa
6. Вебинары
для учителей-предметников по функциональной грамотности: https://uchitel.club/webinars