Аннотация к рабочей программе «Литература»
Основное общее образование (ЗПР)
Полное наименование программы:
Рабочая программа учебного предмета «Литература», основное общее образование
Место предмета в базисном учебном плане.
Учебный предмет «Литература» включен в обязательную часть учебного плана.
Программой отводится на изучение литературы 452 часа, которые распределены по
классам следующим образом:
5 класс – 105 часов, 3 часа в неделю;
6 класс – 105 часов, 3 часа в неделю;
7 класс – 70 часов, 2 часа в неделю;
8 класс – 70 часов, 2 часа в неделю;
9 класс – 102 часа 3 часа в неделю.
Форма промежуточной аттестации – контрольное тестирование.
Нормативно - методические материалы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации".
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010
№ 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования».
3. Примерная основная образовательная программа основного общего образования.
Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)
4. Основная образовательная программа основного общего образования МКОУ
«Сызгинская ООШ» (Приказ № 39 от 27.08.2019).
5.Учебный план ООО (Приказ №40/5 от 31.08.2020).
Цели обучения:
Стратегическая цель изучения литературы на этапе основного общего
образования – формирование потребности в качественном чтении, культуры
читательского восприятия и понимания литературных текстов, что предполагает
постижение художественной литературы как вида искусства, целенаправленное
развитие способности обучающегося к адекватному восприятию и пониманию смысла
различных литературных произведений и самостоятельному истолкованию
прочитанного в устной и письменной форме. В опыте чтения, осмысления, говорения о
литературе у обучающихся последовательно развивается умение пользоваться
литературным языком как инструментом для выражения собственных мыслей и
ощущений, воспитывается потребность в осмыслении прочитанного, формируется
художественный вкус.
Изучение литературы в основной школе (5 - 9 классы) закладывает необходимый
фундамент для достижения перечисленных целей.
Объект изучения в учебном процессе − литературное произведение в его жанровородовой и историко-культурной специфике. Постижение произведения происходит в
процессе системной деятельности школьников, как организуемой педагогом, так и
самостоятельной, направленной на освоение навыков культуры чтения (вслух, про
себя, по ролям; чтения аналитического, выборочного, комментированного,
сопоставительного и др.) и базовых навыков творческого и академического письма,
последовательно формирующихся на уроках литературы.
Изучение литературы в школе решает следующие образовательные задачи:
осознание коммуникативно-эстетических возможностей языка на основе изучения
выдающихся произведений русской литературы, литературы своего народа, мировой
литературы;
формирование и развитие представлений о литературном произведении как о
художественном мире, особым образом построенном автором;
овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе
понимания принципиальных отличий художественного текста от научного, делового,
публицистического и т. п.;
формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и
интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни,
отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального
восприятия, но и интеллектуального осмысления, ответственного отношения к
разнообразным художественным смыслам;
формирование отношения к литературе как к особому способу познания жизни;
воспитание у читателя культуры выражения собственной позиции, способности
аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных
высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания творческого,
аналитического и интерпретирующего характера;
воспитание культуры понимания «чужой» позиции, а также уважительного
отношения к ценностям других людей, к культуре других эпох и народов; развитие
способности понимать литературные художественные произведения, отражающие
разные этнокультурные традиции;
воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом;
формирование отношения к литературе как к одной из основных культурных
ценностей народа;
обеспечение через чтение и изучение классической и современной литературы
культурной самоидентификации;
осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего
развития;
формирование у школьника стремления сознательно планировать свое досуговое
чтение.
Особенности обучающихся с задержкой психического развития обусловливают
решение дополнительных коррекционных задач, направленных на развитие мыслительной
и речевой деятельности, на повышение познавательной активности детей, на создание
условий для осмысления выполняемой учебной работы.
Содержание работы строится на принципах коррекционно-развивающего обучения:
динамичность восприятия учебного материала. Предполагает использование
заданий по степени нарастающей трудности. Следует подбирать задания, при
выполнении которых используются действия различных анализаторов: слухового,
зрительного, кинестетического.
принцип продуктивной обработки информации. В учебный процесс необходимо
включать задания, предполагающие самостоятельную обработку информации
обучающимися с использованием дозированной поэтапной помощи педагога.
Предварительно учитель обучает работать с информацией по образцу, алгоритму,
вопросам. Обучающийся осуществляет перенос показанного способа обработки
информации на своё индивидуальное задание.
принцип развития и коррекции высших психических функций основан на
включении в урок специальных упражнений по коррекции и развитию внимания,
памяти, навыков чтения и устного высказывания.
принцип мотивации к учению подразумевает, что каждое учебное задание должно
быть четким, т.е. обучающийся должен точно знать, что надо сделать для
получения результата. У обучающегося в случае затруднения должна быть
возможность воспользоваться опорой по образцу, по алгоритму (забыл - повторю вспомню - сделаю).
создание оптимально комфортных психолого – педагогических условий для
развития эмоционально – волевой и познавательной сферы и для успешной
социальной адаптации.
Учебно-методический комплект.
Рабочая программа обеспечена учебниками, учебными пособиями, включенными в
федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и
науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в
общеобразовательных учреждениях:
1. Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Коровина В.Я.,
Журавлев В.П., Коровин В.И.- 6-е изд. – М.: Просвещение, 2017.
2. Литература. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Коровина В.Я.,
Журавлев В.П., Коровин В.И.- 6-е изд. – М.: Просвещение, 2017.
3. Литература. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Коровина В.Я.,
Журавлев В.П., Коровин В.И.- 6-е изд. – М.: Просвещение, 2017.
4. Литература. 8 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Коровина В.Я.,
Журавлев В.П., Коровин В.И.- 6-е изд. – М.: Просвещение, 2017.
5. Литература. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Коровина В.Я.,
Журавлев В.П., Коровин В.И.- 6-е изд. – М.: Просвещение, 2018.
Методы и формы оценки результатов:
1. Устный ответ.
2. Сочинение.
3. Чтение наизусть.
4. Выразительное чтение.
5. Тесты.
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)